В современном искусстве слово «коллаж» описывает композицию, составленную из множества различных материалов - как правило, печатных материалов, таких как газетные вырезки, фотографии, графические или цифровые изображения, кусочки ткани или твердые предметы, приклеенные к листу бумаги, доске или холсту. Коллаж ассоциируется прежде всего с современными художественными движениями кубизма и дада, а также с современными практиками сборочного искусства, такими как американский поп-художник Роберт Раушенберг. Теория и практика коллажного искусства в настоящее время преподается в качестве предмета второстепенной степени в некоторых из лучших художественных школ Европы и Америки.
Коллаж в кубизме
В начале двадцатого века представителями коллажа были два пионера кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак. Начнем с того, что они разработали аналитический кубизм, отражающий художественную философию Пикассо, согласно которой голова просто состоит из двух глаз, носа и рта, которые могут быть выложены любым желаемым художником образом. Аналитические кубистические картины должным образом становятся все более фрагментированными, а их содержание - все более абстрактным. Затем, около 1912 года, Пикассо и Брак разработали новую форму живописи, известную как синтетический кубизм - метод, который импортировал сначала слова, а затем «настоящие» элементы, такие как газетные вырезки, билеты, клочки обоев и этикетки. Другим используемым методом была папье-колле или склеенная бумага, которую Брак использовал в своем коллаже «Блюдо из фруктов и стекла» (1913).
Блюдо из фруктов и стекла (1913) автор: Жорж Брак
Эти формы кубистского коллажа совпали с ранними трехмерными композициями с использованием «найденных предметов», таких как спорные «готовые изделия» художника Дада Марселя Дюшана (1887–1968).
Движение Дада началось в Цюрихе, Швейцария, во время Первой мировой войны как художественное восстание против общепринятых ценностей, вызвавших такой ужас. После войны Дада превратилась в сюрреализм в Париже и Кельне. Коллаж был особой техникой этого анти-художественного движения. Маленькие коллажи "Merzbilder" немецкого художника Дада Курта Швиттерса были тщательно построены из уличного мусора, чтобы отразить безумный мир.
Фредлист С Желтой Искусственной Костью (1940) коллаж Художник Dada Курт Швиттерс
Макс Эрнст, еще один немецкий художник Дада и сюрреалист, также создал несколько коллажных изображений и включил в свои фантазии художественные рисунки (натертые узоры). Вольф Фостель изобрел деколлажи, которые являются противоположностью построенных коллажей с использованием фрагментов постеров и других «найденных» материалов. Среди других известных художников, которые использовали коллаж, были Жан Арп, Марсель Дюшан и американский абстрактный экспрессионист Роберт Мазервелл.
Коллаж современного изобразительного искусства
С тех пор коллаж использовался многими другими художниками: такими как голландский художник-абстракционист Пит Мондриан, британский художник Джон Уокер и американка Джейн Франк (известная своими холстовыми коллажами). Ли Краснер, жена Джексона Поллока, изобретателя "экшн-живописи", также создала коллажи, собранные из кусочков ее собственных выброшенных картин. Нео-дадаские художники, в том числе Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг, также разработали современные формы коллажей и других смешанных работ.
В конце двадцатого века концепция коллажа расширилась и распространилась далеко за пределы визуального искусства, включив музыкальные и архитектурные композиции, а также фотографический коллаж (фотомонтаж), сборку и поделки, такие как декупаж. Кроме того, широкое использование термина современного искусства «смешанная техника» фактически заменило слово «коллаж» в изобразительном искусстве, поскольку оно включает склеенную совокупность предметов на холсте. Одним из самых талантливых художников современного коллажа был Дэвид Войнарович (1954-92), чьи работы появились в некоторых из лучших галерей современного искусства в Америке.
Современный Коллаж (2010) Сделано из окурков сигарет. Автор: Дэн Маунтфорд.