Курс Основы академического рисунка Вероники Калачевой

Продолжительное время имя Андрея Рублева не было связано с изобразительным искусством. В летописях имя русского художника Рублева связано со строительством храмов, только в начале 20 века после реставрации иконы «Троицы» он был признан как художник. В 1904 году данная картина была очищена, и только тогда был понят смысл постановления Стоглавого собора от 1551 года, которым полагалось писать иконы по образцу Рублева. С этого момента начались поиски других работ художника.

Андрей Рублев родился в 1370 году в городе Радонеже Троице-Сергиевой лавры.

Когда Рублев был еще молодым, множество событий потрясли Древнюю Русь. Частые набеги татар побудили Московское княжество начать объединение русского народа. Победа на Куликовом поле не смогла сломить татарское войско, но появилась уверенность в победе. Наибольшее значение в объединении людей осуществила церковь.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный около Москвы играл важную роль в общественном объединении. Сам основатель монастыря – Сергий умел примирять враждующих и сплачивать единомышленников. Незадолго до своей кончины Сергий благословил князя московского на борьбу с татарами. Память об основателе наполняла жизнь монастыря, именно здесь русский художник Андрей Рублев провел свои молодые годы. Предполагают, что первоначально Рублев был послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем художником был принят сан монаха.

Жизнь в Троицком монастыре была устроена просто: писали на бересте, служение проводили при лучинах, каждый день полагалось трудиться. Работа распределялась между каждым живущим в монастыре по знаниям и умениям, кто-то строил новые кельи, кто-то готовил пищу, некоторые писали книги или учились по ним.

По мнению ученых, жизнь в монастыре с ее укладом непременно оказала влияние на становление характера художника Рублева. Творчество художника не могло раскрыться в полной мере в стенах Сергиевой обители и Рублев переселился в Андроников монастырь, который был основан на берегу реки Яузы. От данного монастыря до Московского Кремля можно было дойти пешком за час. В Москве у Рублева была возможность обучиться у русских и греческих мастеров. В тот же период Рублева заметил великий князь, который привлек молодого мастера к почетной работе.

Андрей Рублев. Святая Троица

В 1380 году русский художник Рублев уже входил в состав княжеской артели мастеров, которая в разных городах строила церкви и украшала их.

В связи с давностью событий, отсутствием документальных данных невозможно составить хронологическую последовательность развития Рублева как творческой личности. К тому же древнерусские художники-иконописцы считали неприемлемым подписывать или датировать свои работы. Дошедшие до наших времен данные очень скудны и часто противоположны по смыслу и содержанию.

Из бесспорных фактов существует лишь два, датированных 1405 и 1408 годами. Первый из существующих фактов гласит о том, что Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца приступили к работе над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. Из троих мастеров наиболее опытным и прославленным считался Феофан, который и руководил работой, им же и были выполнены основные части колоссального иконостаса. Греческий мастер насколько мог подавлял свой темперамент при написании фресок, что заметно на готовых работах: пафос уступил место сдержанности. Основные фигуры выглядят не столько молящимися, сколько неторопливо выступающими в торжественном покое. Фигура Марии особенно удалась, синий плащ чудесно гармонирует с ее величавым видом.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Школа для взрослых Милы Наумовой

Онлайн-школа рисования ArtRassvet

Школа рисования Вероники Калачевой

Онлайн-проект Крафткид

Фактически в соборе находится лучшая из работ русского художника Рублева – икона «Преображение», написанная в холодной серебристой гамме. Примерно в этот же период Рублевым была написана книжная работа – «Евангелие Хитрово». Название рукописи было дано по имени боярина, владевшего ей в 17 веке.

По мнению искусствоведов из всех миниатюр «Евангелия Хитрово», наиболее сильным было изображение ангела в качестве символа евангелиста Матфея. В этой миниатюре, выдержанной в голубых и лиловых оттенках, проявился весь дар художника Рублева. Юношеская чистота крылатого кудрявого юноши обрамлена кругом, что придает всей композиции спокойствие и завершенность. Художник расположил фигуру ангела внутри круга таким образом, что его широкое крыло равно по величине развевающемуся плащу. Художественный ход мастера был настолько удачен, что впоследствии Рублев постоянно применял его в последующих работах. По предположению ученых, такая рукопись, скорее всего, была создана по заказу и на средства великого князя или митрополита.

В 1408 году по летописи мастера Даниил Черный и Андрей Рублев направились оформлять Успенский собор во Владимире. Великие московские князья очень почитали Владимирский Успенский собор и заботились о его убранстве и сохранности. Поэтому сын Дмитрия Донского – князь Василий Дмитриевич приказал заменить утраченные части фресок 7 века новыми. К этому времени лучший греческий художник Феофан уже умер, поэтому в качестве исполнителей и были выбраны русский художник Андрей Рублев и его друг Даниил Черный.

Фреска Успенского собора во Владимире. Рублев

Фреска Успенского собора во Владимире

Западная стена храма была оформлена грандиозной композицией Страшного суда, на данный момент от фресок сохранились только небольшие фрагменты. Ученым по анализу стилистических особенностей удалось установить сцены и изображения, принадлежащие руке Рублева. Сцена Страшного суда, фигуры апостола Петра и трубящего ангела написаны художником Рублевым.

Современники художника считали естественным завершение жизни человечества Страшным судом, никто и не сомневался в его скором наступлении. Однако никто не мог представить каким он будет. Византийцы всеми силами подчеркивали акт сурового возмездия за грехи, вершимый суровыми судьями. Русские же сказания отличались характером будущего суда, считая, что у человечества есть надежда на милость и примирение. Росписи художника Рублева вполне соответствовали взглядам русских на Страшный суд, они пронизаны радостью и бодростью. Эпизоды адских мучений художника не занимали, большее внимание было уделено праведникам, апостолам и ангелам, выполненным в грациозной манере.

Те же византийцы изображали фигуры на Страшном суде грузными, обремененными телесами. У Рублева напротив фигуры легки, практически невесомы, общая композиция прекрасно сочетается с закругленными сводами собора. Стены, покрытые живописью русского художника Рублева, легко уносят вверх и как бы расступаются перед взором. Вся композиция необычна по исполнению, вместо страха перед карами, создается ощущение всепрощения, а в воздухе витает просветленное настроение.

Получите востребованную профессию дизайнера

Курсы по дизайну на GeekBrains

Курсы по дизайну от Skillbox

Курсы университета Нетология

Курсы дизайна онлайн школы Hedu

Доподлинно установлено, что русский художник Рублев создал иконостас в одном из Звенигородских храмов, названный «Звенигородский чин». Данный образ завершает долгие годы исканий Рублева, здесь художник передает мысль о моральной ценности человека. Точная дата создания иконостаса не установлена, до нас дошли только фрагменты от росписей в соборах.

Икон, написанных русским художником Рублевым, на настоящий момент сохранилось только три. Первым исследователем Звенигородских икон являлся Н.Э. Грабарь, который утверждал, что они могут принадлежать только руке русского художника Рублева. Никому ранее не удавалось настолько тонко сочетать холодные розово-сиренево-голубые цвета. Только Рублев мог дерзнуть создать гармонию такого колорита, подобные задачи решались только венецианцами в 16 веке, то есть более чем через 100 лет после смерти великого художника.

Из замысла Рублева до наших времен от «Спаса» дошли только поясные изображения «Архангела Михаила» и «Апостола Павла». На них видны лики и фрагменты одежды, не смотря на это видна сила воздействия проницательного взгляда изображения. Произведение Рублева отображает мнение художника об идеальном характере человека.

В образе «Архангела Михаила» художник Рублев заложил совершенно другой смысл, здесь очень тонко передано лирическое раздумье поэта, отображающее обаятельную красоту человека. Временами забываешь о том, что на изображении показан ангел.

Андрей Рублев. Архангел Михаил

Архангел Михаил. Звенигородский чин

В период работы над оформлением Владимирского храма, в поход на Москву выдвинулось войско татар. Хан Едигей не сумел покорить столицу, но попутно сжег множество деревень и городов. В то время сгорел и Троицкий монастырь, игумен Никон взялся за восстановление храма. В 1423-1424 годах на месте сгоревшего деревянного вырос новый белокаменный монастырь Святой Троицы. Для украшения которого были приглашены Даниил Черный и Андрей Рублев.

Художник занимался оформлением монастыря в течение 1425-1427 года, в этот период Рублевым была написана знаменитая икона «Троица». Данная икона была написана на библейский сюжет «гостеприимство Авраама», который Рублев наполнил новым философским содержанием. Не следуя традиционным канонам, художник поместил в центре чашу, по замыслу русского художника Рублева она должна символизировать жертвенную смерть. Очертания чаши были повторены в контурах боковых ангелов. Центральный ангел символизирует Христа и располагается на месте жертвы, художник выделил его контрастными красками голубого и темно-вишневого цвета. Вся композиция вписана художником в круг, довершает образ круговые ритмы, создающие практически музыкальный эффект.

Если рассматривать «Троицу» с различных точек обзора, то каждый раз возникает разный эффект от сочетающихся красок, выявляется новое богатство оттенков и виртуозная работа мастера. Вскоре после окончания работ над собором умер Даниил Черный, который был похоронен при Троице-Сергиевом монастыре.

После смерти друга, Рублев возвратился в Андроников монастырь, в котором написал свою последнюю работу. По утверждению Епифания Премудрого русский художник Рублев участвовал как в оформлении церкви Спаса, так и в ее строительстве.

Одни из наиболее крупных работ Рублева – фрески и иконы во Владимире, как и церковь Благовещения сгорели во время пожара в 1547 году.

Андрей Рублев скончался в 1430 году Андрониковом монастыре, в настоящий момент данный монастырь носит имя художника. В честь тысячелетия крещения Руси в 1988 году Рублев Русской православной церковью был причислен к лику святых за его неоценимый вклад в религию. Рублев стал первым из художников канонизированным христианской церковью.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть

Получите востребованную профессию дизайнера

Курсы по дизайну на GeekBrains

Курсы по дизайну от Skillbox

Курсы университета Нетология

Курсы дизайна онлайн школы Hedu

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Школа для взрослых Милы Наумовой

Онлайн-школа рисования ArtRassvet

Школа рисования Вероники Калачевой

Онлайн-проект Крафткид

Базовый курс рисования

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

Подпишитесь на новые статьи

блок Дизайн

блок ИЗО

блок Акварель

Разное

Красный карандаш

Сайт в социальных сетях

Присоединяйтесь !

Партнеры сайта

top