с 17 по 24 июня ежегодный грандиозный «Экстрим-скетчинг 8»! Вероники Калачевой

Рерих Николай Константинович родился в 1874 году в Петербурге. Отец художника являлся юристом. Род Рерихов относился к датско-норвежскому, обосновавшемуся на территории России в начале 18 века. Рерих с детства привык к тому, что их дом очень часто посещали ученые, писатели и профессоры. Рерих всегда много читал и увлекался историей, мечтал поехать в путешествие.

В 1891 году М.О. Микешин, являющийся скульптором и другом семьи, первым заметил у Рериха склонность к рисованию. Он же и стал первым учителем будущего художника.

Вплоть до 1893 года русский художник Рерих учился в частной гимназии К.И. Мая, вместе с ним учились А. Бенуа, К. Сомов и Д. Философов. Сразу после окончания гимназии Рерих поступил в Петербуржскую Академию художеств и в Университет на юридический факультет. Рерих посещал одновременно два заведения.

В университете Рерих большее внимание уделял юридическим нормам, касающимся жизни и творчества художников. В 1895 году, учась в Академии художеств, Рерих оказывается в мастерской А. Куинджи, у которого научился пониманию цвета и света, формы и ритму. Особенно влияние учителя заметно у Рериха в пейзажных полотнах. Параллельно художник знакомится с рядом известных людей: художником и музыкальным критиком В. Стасовым, композиторами Римским-Корсаковым, Лядовым, Глазуновым, Аренским и многими другими.

Под влиянием Стасова – заведующего отдела Публичной библиотеки, русский художник Рерих начинает углубленно изучать древние летописи, рукописи и грамоты, а благодаря Римскому-Корсакову – регулярно посещать консерватории и Беляевские симфонические концерты, у него же будущий художник учится теории «цветного слуха» и «цветового звукосозерцания».

Рерих Николай Константинович. Автопортрет.

Автопортрет

Таланты Рериха разносторонни, художник не только рисует, но и занимается литературным творчеством, пишет стихи, рассказы, эссе, сказки и многое другое. С первыми результатами творчества познакомился Лев Толстой, который одобрил написанное. Сам Л. Толстой оказал большое влияние на Рериха, который учится принципам нравственности, самосовершенствованию и духовному воспитанию личности. На основании толстовских заветов, художник Рерих отвергает насилие и призывает сопротивляться всякому злу. Не меньшее влияние на всестороннее развитие творческого потенциала Рериха оказали такие великие умы как: Р. Вагнер, Гёте, Дж. Рёскин, Достоевский и Леонардо да Винчи. Русский художник Рерих хотел, как они совместить знания в различных областях науки и творчества, таких как: философское, научное, рациональное, художественное, мистическое и интуитивное.

В 1897 году Рерих пишет картину «Гонец» «Восста род на род», за которую получает большую золотую медаль от Академии художеств. Данная картина была приобретена П. Третьяковым и принесла Рериху известность как художнику. Впоследствии русский художник Рерих женится на Е.И. Шапошниковой, которая приходилась правнучкой М. Кутузову и двоюродной племянницей М. Мусоргскому. Рериха с женой объединял общий интерес к древней истории и религиозным исканиям. Совместно ими была создана концепция «живой этики», названная «Агни-Йога». Жена Рериха не только вдохновляла его, но и давала каждому творческому произведению мистическое или философское толкование. Этот духовный союз двух сердец породил множество художественных и литературных произведений.

В 1900 году Рерих уезжает в Париж, где обучается у художников Пюви де Шаванна и Ф. Кормона. Получив немало опыта от учителей, русский художник Рерих всегда помнил их и ставил в один ряд с Куинджи.

После картины «Гонец» Рерих создает ряд картин исторического содержания, одной из таких стала «Начало Руси. Славяне». Одновременно с этим Рерих заинтересовался изучением русской истории и археологии и совершил несколько экспедиций под Новгород, Ростов Великий, Смоленск и другие города.

Картина Рериха Гонец (Восстал род на род)

Гонец (Восстал род на род)

Впоследствии у художника Рериха возник интерес к русской иконе и храмовой архитектуре, которые художник требовал подвергать тщательному изучению, а затем сохранять в музеях. Рерих выступал резко против устоявшейся тенденции уничтожения редких предметов древнерусского искусства. Рерих не только исследовал, но даже занялся коллекционированием русских икон, что плодотворно повлияло на творчество и мышление художника. Так большинство исторических картин, написанных художником, сочетают в себе стиль иконописи и мистицизм.

С начала 20 века Рерих приобретает известность как художник. С 1905 года участвует во многих выставках не только русских, но и зарубежных: Праге, Лондоне, Париже, Берлине, Риме, Венеции и других. Особую популярность Рерих получил благодаря участию в оформлениях театральных постановок Дягилева в Лондоне и Париже. Художником было оформлено множество театральных постановок, в том числе: «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Тристан и Изольда» Вагнера, балет «Весна священная» Стравинского, спектакль «Снегурочка» Островского, «Сестра Беатриса» и «Принцесса Малэн» Метерлинка и много других.

С 1906 года Рерих занимает пост директора Рисовальной школы Общества поощрения художеств. С 1909 года русский художник Рерих становится действующим членом Академии художеств, а в 1910 году он становится председателем общества «Мир искусства». В 1913 году Рерих создает программную статью «Индийский путь», которая положила начало художественно-философским исканиям художника.

С 1916 года Рерих после перенесенной тяжелой пневмонии выбирает местом жительства окрестности Петрограда. В 1917 году художник оказывается в эмиграции из-за передачи города Петрограда Финляндии. Несмотря на произошедшие события, Рерих всегда надеялся вернуться в Советский Союз, считая себя гражданином России. Только смерть помешала художнику осуществить планы возвращения на родину. В эмиграции художник очень часто меняет место жительства, переезжает с семьей в Норвегию, потом в Англию, далее в США и продолжает кочевать по другим странам.

Серия картин Рериха Начало Руси, Славяне. Город строят. 1902.

Начало Руси, Славяне. Город строят. 1902.

В 1923 году по приглашению Р. Тагора русский художник Рерих отправляется в столицу Индии, откуда пускается в путешествие по разным странам. За 5 лет странствий Рерих побывал: в Индонезии, Цейлоне, Тибете, Гималаях, Монголии, Китае и других местах. Во время путешествия художник собирает огромную коллекцию материалов различного характера: ботанического, лингвистического, зоологического, археологического и много других.

В 1926 году Рерих попадает в Москву, где встречается с Чичериным, Луначарским и Крупской. Во время встречи художник заверил Чичерина, что намерен навсегда вернуться в СССР. Однако обстоятельства складывались не в пользу этого решения. Рерих сначала намеревался сгруппировать материалы, полученные в экспедиции, для чего художник организовал международный Гималайский институт научных исследований. В честь И.Е. Рерих институт был назван «Урусвати», что в переводе означало «Свет утренней звезды». Институт был расположен в долине Кулу и возглавил его сам Рерих.

В 1929 году русский художник Рерих обратился к мировому сообществу с просьбой заключить конвенцию о защите культурных ценностей на время войны или других вооруженных конфликтов. Позднее идею Рериха поддержали известные деятели: Т. Манн, Р. Роллан, Г. Уэллс, Б. Шоу и другие. Так называемый «Пакт Рериха» был предложен художников еще в 1914 году, однако принят он был только в 1954 году. Международный правовой документ был назван «Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Начавшийся в СССР Большой террор принес множество смертей из окружения Рериха (в этот период погиб академик Вавилов), затем началась Вторая мировая война, все это осложняло возврат художника в СССР. Одновременно с этим слава Рериха увеличивалась. Художника выбирали почетным членом в различных научных учреждениях. Рерих занимался не только наукой, написал множество литературно-философских трудов, но большее количество времени он уделял живописи, художник написал более шести тысяч картин. Многие произведения уже украшали музеи, хотя большую часть русский художник Рерих намеревался подарить родине.

За свою жизнь Рерих создал целое учение, основанное на различных научных знаниях, собственных наблюдений и интуиции. Многое взято из религиозных и мистических свидетельств, которые невозможно принять за факты.

Рерихом также выведена этимология слова «культура», художник считал, что оно по смыслу восходит к доисторическому культу огня и света. Художник Рерих в результате приходит к выводу, что культура является проявлением всей духовной жизни человечества.

Хотя Рерих выступал за культурный прогресс, он в то же время настороженно относился к различным авангардистским опытам и техническим открытиям, считая их бездуховными и искажающими подлинные ценности культуры. Таким образом, Рерих скорее охранял прошлое культуры от всяческих воздействий, чем боролся за ее развитие.

В то же время Рерих противопоставлял понятия культуры и цивилизации. Так цивилизация, считал художник, это «внешние пределы общественно жизни», а культура является воплощением «качества жизни». Цивилизация в корне своем бессердечна, механистична и внедуховна, что может быть направлено во вред человечеству. Эти два понятия в некоторой степени противоположны друг другу.

По мнению русского художника Рериха, культура доступна каждому человеку, но не каждому доступно ее осмысление, поэтому культуру в массы должна нести «культурная элита». Русские эмигранты настороженно относились к учению Рериха, хотя теории художника на счет охраны культурных ценностей приоритетны и сегодня.

Рерих умер в 1947 году в долине Кулу в Индии, у художника уже были собраны вещи для переезда в Советский Союз, но ему так и не удалось перебраться на родину.

После его смерти осталось художественное наследство в виде более семи тысяч картин. В 1958 году в Москве была открыта выставка полотен художника, переданных в дар наследниками Рериха.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть

ПОЛУЧИ ПРОФЕССИЮ: ХУДОЖНИК ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ

DIAZ-art — школа песочной анимации

Получите востребованную профессию дизайнера

Курсы по дизайну на GeekBrains

Курсы по дизайну от Skillbox

Курсы университета Нетология

Курсы дизайна онлайн школы Hedu

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Школа для взрослых Милы Наумовой

Онлайн-школа рисования ArtRassvet

Школа рисования Вероники Калачевой

Онлайн-проект Крафткид

Базовый курс рисования

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

Подпишитесь на новые статьи

блок Дизайн

блок ИЗО

блок Акварель

Разное

Красный карандаш

Сайт в социальных сетях

Присоединяйтесь !

Партнеры сайта

top