Художественная энциклопедия
АБАК (от греч. abax - доска) Верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры.
АБСТРАКЦИОНИЗМ (англ. abstractionizm, от лат. abstractus - отвлеченный) - течение в искусстве 20 века, в котором произведение основано на геометрической форме, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Выделяют геометрическую абстракцию на правильный конфигурациях и лирическую абстракцию, в которой композиция состоит из свободных форм.
АВТОГРАВЮРА (от греч. autos - сам и гравюра), гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции.
БАЗА (от греч. basis - подставка, основание), основание, подножие колонны или столба. БАЗЫ различаются по высоте и профилю.
БАЗИЛИКА - (греч. - царский дом) - у римлян торговый или судебный зал.
БАКЛАГА (тат. баклак), деревянный, керамический ил металлический дорожный сосуд для воды (типа фляги) с узким коротким горлом и ушками на тулове для продевания ремня.
БАНКО, строительный материал из смеси глины с соломой (смотрите Саман). Распространен в районах тропической Африки. Из БАНКО строят хижины, мечети.
ВАЛЁР (valeur, буквально - цена, ценность), в живописи и графике оттенок тона, выражающий (во взаимосвязи с другими оттенками) определенное соотношение света и тени.
ВАЛЬМОВАЯ КРЫША, четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.
ВЕНЕЦ, в деревянном строительстве бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба бревна связываются путем врубки - с выступающими концами ("в обло") или без них ("в лапу", "в шип"). От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен.
ГАВИТ, жаматун, в армянской средневековой архитектуре помещение, аналогичное притвору храма. Обычно зал, перекрытый сводом на арках, иногда отдельное здание, использовавшееся как усыпальница, место для молитвы, собраний.
ГАЛЛЕ, изделия из непрозрачного многослойного стекла с рельефными растительными и пейзажными мотивами; декор выполняется резьбой с удалением нескольких слоев стекла вокруг силуэтного узора. Названы по имени автора первых ваз такого рода французского художника Э. Галле, которому следовали многие мастера стиля "модерн".
ДАДАИЗМ (от фр.dada - конек, детская деревянная лошадка) - литературно-художественное интернациональное движение возникшее в 20-х.гг. 20века одновременно в Нью-Йорке и Цюрихе.
Это движение вошло в историю мировой культуры как бунтарское направление с необыкновенной разнообразностью проявлений и отрицанием всякого эстетического смысла.
ДВИЖКИ (оживки)- светлые мазки, подчеркивающие выпуклые части рук и лица.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ - означает освобождение от европейской культурной традиции. Декнструкция не создает новые концепции, а использует новую стратегию для рассмотрения уже имеющихся объектов культуры.
Закомара - полукруглое или килевидное завершение верхней части стены, соответствующее форме лежащего за ней свода.
Звериный стиль - стилизованное изображение реальных и сказочных зверей и птиц. Зиккурат (аккадск.) - в архитектуре Двуречья и Элама храмовая башня.
Зиккурат воплощал идею возвиличивания божества, обитающего на горе, также служил для астрономических наблюдений.
Какэмано - вертикальный свиток, предназначенный для украшения парадных комнат.
Канопа - урна для хранения пепла после соженния трупа.
Капелла - (позднелат. capella -часовня) - помещение в храме, посвященное какому-либо святому или предназначенное для молитв знатного семейства, а также для хранения реликвий.
Караваджизм - художественное направление в западноевропейской живописи 17 века, воспринявшее в искусстве Караваджо прежде всего интерес к передаче бытовых сюжетов, простинародность, живописные приемыосвещения, создающее напряжение и драматизм переходов от света к тени.
Мавзолей - была воздвигнута в середине 4 в.до н.э. в Галикарнасе усыпальница для царя Карии Мавсола.
"Макароны"- прямые и волнистые линии неясного назначения на стенах палеолитических пещер, выполненые пальцами по сырой штукатурке.
Мандала (круг, диск) - один из сакральных символов в буддийской мифологии. Мандала представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом, в этот квадрат вписан внутренний круг, по середине каждой из сторон квадрата Т-образные ворота, продолжающиеся за пределы квадрата, в центре внутреннего круга - символическое изображение.
Нартекс - западное разделение храма, изолированное от основного помещения.
Насх - (араб переписка) - в арабской каллиграфии один из видов курсивного письма.
Натюрморт - (фр.nature morte) мертвая природа. Изображение неодушевленных предметов.
Необрутализм - направление в архитектуре, основанное на использовании массивных открытых конструкций нешлифованного бетона и материалов с крупной текстурой.
Паволока - кусок ткани, наклеенный на поверхность средника.
Пагода - (португ.) - в буддийской архитектуре многоярусная мемориальная башня - реликварий.
Палаты (лат. palatum - дворец) - богатые жилые каменные или деревянные постройки с большим количеством помещений.
Палеолит - древнекаменный век, продолжавшийся от 20ти млн. лет назад до 10 тыс. лет до н.э.
Рапидограф - пишущее средство с трубчатым наконечником для черчения тушью с толщиной линии от 0,18 до 1,4 мм.
Растворитель - от (англ. solvent, фр. dissolvant, нем. Loser), разжижитель - жидкость, применяемая художниками для разведения и разжижения красок и лаков и сообщения нужных качеств красочному слою, а также для смывки красок. Основой растворителя для масляной живописи служат эфирные масла, нефть и ее фракции. Особенно часто применяются скипидар (терпентинное масло), его составные части (пинен) и его смеси с льняным маслом, очищенная нефть и бесцветный бензин (уайт-спирит).
Таберна - лавка ювелира или золотых дел мастера, которая помещалась между внутренними и внешними стенами дома. Арендовавший таберну ремесленник или торговец жил со своей семьей на антрисолях над таберной.
"Тай" - надвратная беседка на высоком каменном цоколе.
Ташизм (от фр.tach - пятно) течение в послевоенном абстракционизме Западной Европы, в котором произведения создаются быстрыми, не фиксируемыми сознанием движениями руки.
Укие-э (яп.) - повседневный бренный мир.
Ушебти - фигурки магического назначения, помещаемые в погребальную камеру, играли роль ответчиков при погребенном, выполняли за него работу на загробных полях Осириса. Изготовлялись в виде мумий или людей с орудиями труда.
Урей - воплощение богини Уто - хранительницы Ра и фараона в образе извергающей яд и пламя змеи.
Хай-тек - направление образованное из двух терминов high stile - высокий стиль и technology -технология, стал употребляться после 1987 года.
Ханива (яп. - глиняный круг) - тип древней японской погребальной керамической пластики.
Хармика - в буддийской ступе небольшая квадратная надстройка над основный объемом ступы, в которой храниться прах будды или бодхисатвы.
Шань-шуй (кит. "горы-воды") - традиционный жанр пейзажа с изображением гор, рек и водных потоков как наиболее почитаемых элементов природы, ассоциируемых с противоположными началами Вселенной - инь и янь.
Шахристан (от иран. шахр - город и стан - место) - основное ядро средневекового города в Средней Азии, Иране, Афганистане, включающее цитадель и обнесенное стеной. Шахристан обычно имел прямоугольную планировку с более или менее регулярной сетью улиц, укреплялся крепостной стеной с башнями и воротами.