ДАДАИЗМ (от фр.dada - конек, детская деревянная лошадка) - литературно-художественное интернациональное движение возникшее в 20-х.гг. 20века одновременно в Нью-Йорке и Цюрихе.
Это движение вошло в историю мировой культуры как бунтарское направление с необыкновенной разнообразностью проявлений и отрицанием всякого эстетического смысла.
ДВИЖКИ (оживки)- светлые мазки, подчеркивающие выпуклые части рук и лица.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ - означает освобождение от европейской культурной традиции. Декнструкция не создает новые концепции, а использует новую стратегию для рассмотрения уже имеющихся объектов культуры.
ДЕНТИКУЛЫ (от лат. denticulus зубец), зубчики, сухарики, ряд небольших декоративных прямоугольных выступов на карнизе в ионическом, коринфском и одном из вариантов римско - дорического ордера.
Дентикулы
ДЕСЮДЕПОРТ (франц. dessus de porte - наддверие), панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе 17 - 18 веков.
ДИВИЗИОНИЗМ (от франц. division - разделение), живописная система, основанная на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на полотне четко различимыми отдельными мазками в расчете на оптическое смешение этих мазков при зрительном восприятии картины. Разработана Ж. Сера и П. Синьяком; применялась многими мастерами неоимпрессионизма.
"ДИКИЕ" (франц. fauves), течение во французской живописи начала 20 века.
ДИОРАМА, диарама (от греч. dia - сквозь, через и horama - вид, зрелище). 1) вид живописи с изображениями, исполненными на обеих сторонах просвечивающего материала. При изменении направления и интенсивности освещения менялась и видимая зрителю картина. Первая Диорама подобного рода создана Л. Ж. Дагером (1822, Париж). Ныне применяются в театрально - декорационном искусстве (занавеси, задники и пр.). 2) Лентообразная картина (преимущественно на батальные сюжеты) на полукруглом в плане подрамнике с иллюзорным изображением и передним предметным планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения).
ДИПТЕР (от греч. dipteros), тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн, например храм Артемиды в Эфесе.
ДИПТИХ(от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое). 1) двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке. 2) Две картины, связанные единым замыслом.
ДОЛЬМЕН (франц. dolmen, от бретонского tol стол и men - камень), древнее погребальное сооружение (в основном 3 - 2 тыс. до н. э., от неолита до бронзового и железного веков), один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху.
Дольмен
ДОМУС - особняк для одной семьи, представлявший собой одноэтажное здание с атрием и перистилем.
ДОНАТОР (от лат. donator - даритель), в западноевропейском искусстве средневековья и Возрождения изображение заказчика, иногда строителя храма (часто с моделью здания в руках) или заказчика произведения живописи (реже скульптуры и декоративно-прикладного искусства). Донатор обычно изображался предстоящим перед Христом и богоматерью или святыми.
ДОНЖОН (франц. donjon), главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.
ДОТАКУ (яп.) - ритуальные бронзовые колокола суженные кверху цилиндры, увенчанные широкими петлями с фигурными выступами, стенки которых разделены на квадраты, заполненные графическими изображениями. ДОУГУН - в средневековом зодчистве Китая конструктивно - декоративная система расписных и покрытых лаком многоцветных деревянных кронштейнов, поддерживающих перекрытие.
ДРОМОС (греч. dromos, буквально - бег, путь), коридор (обычно крытый), ведущий в погребальную камеру под курганом; проход в склеп, вырезанный в материковом грунте или скале. Имеет горизонтальное или наклонное направление, иногда устроен в виде лестницы.
ДУЧЕНТО (итал. ducento - тринадцатый век, буквально двести), наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса.
ДЫНЬКА, декоративная деталь в русской архитектуре 13-17 веков: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.
ДЯНЬ - одноэтажный прямоугольный в плане павильон, разделенный внутри столбами на три нефа, паралельные фасаду.