Мы стараемся хорошо относиться к животным, потому что накрепко запомнили слова Маленького принца, но не понимаем, что попавшая к нам в дом картина тоже требует особого отношения и ухода.
Не имеет значения обитает ли в Вашем доме подлинник шедевра или список с него, раз эта картина чем-то запала вам в душу, оберегайте её как истинное сокровище. Давно известно, что картины обладают своей собственно энергетикой, для подпитки которой им нужно внимание зрителей. Без должного внимания они блекнут, выцветают и постепенно гибнут.
Художники, выполняющие копии известных полотен стараются использовать материалы максимально близкие к материалам оригинала, поэтому уход за настоящими картинами или за копиями одинаковый. Краски и холсты – материи очень капризные, чтобы им угодить и подольше любоваться их удивительным сочетанием – картиной – нужно учесть несколько общих правил.
Хранение картин
Как бы ни хотелось повесить картину там, где её лучше всего будет видно, помните, что всем без исключения картинам прямой солнечный свет вреден. Краски на основе растительных масел от него темнеют, а графика и акварель наоборот выгорают и желтеют. Лучше не вешать картины возле отопительных батарей и сильных электрических ламп. Вообще, в помещении где хранятся картины должны поддерживаться оптимальная температура (18-22 градуса) и влажность (70-75%), резкие их перепады (например, картина висит на кухне, где часто готовится еда) губительно действуют на краски.
Если картина потускнела или запачкалась, категорически нельзя вытирать её мокрой тряпкой или обмывать водой, некоторые картины, например рисунки пастелью, это может безвозвратно загубить. Очистить картину от пыли можно протерев её с обеих сторон мягкой фланелевой тряпочкой, затем пройтись пылесосом или мягкой щеткой.
Со временем благородная позолота рам тускнеет. Кому-то это нравится, т.к. напоминает о солидном возрасте, а значит о большей ценности картины. Но если вы решите привести раму в первозданный вид, протрите раму мягкой фланелевой тряпочкой, смоченной в слабом растворе спирта, рама засияет как новая.
Хранить картины желательно в хорошо проветриваемом, сухом помещении, перекладывать их следует осторожно, чтобы не повредить не только полотна, но и рамы, обычно довольно хрупкие. Картины, написанные на холсте хранят туго натянутыми на подрамник, а если холст провис – достаточно протереть его с изнанки чуть влажной губкой и после высыхания холст вновь натянется.
От внешнего воздействия картины защищают фиксированием или лакированием. Каждая техника требует особого вдумчивого отношения. Так, например, акварельные работы не терпят вообще никакой фиксации, а пастельные рисунки закрепляют специальными составами из смолы.
Чистка картины
Перед лакированием картины желательно её очистить. Конечно, это не панацея, но можно немного помочь картине, освободив её от пыли, сажи, жира, которые оседают на картине. Трудно даже представить от чего приходится иногда очищать картину. Это может быть и варенье, и яйцо, и иная субстанция, перекочевавшая с пальца, когда не в меру ретивый почитатель решил акцентировать внимание на поразившей его детали.
Лучше не чистить самостоятельно картины, написанные пастелью, углем, сангиной и другими пигментами, если рисунок не закреплен - чистка может привести к плачевным результатам. Перед очисткой картин в другой технике (масло, темпера) надо обязательно проверить как отреагирует полотно на чистящее средство. Проверять надо на самом краешке картины, там где она уходит под раму. Если чистящее средство нормально переносится, переходим к обработке всей картины. Ватным тампоном, аккуратно промакиваем поверхность, удаляя пыль и грязь. Постоянно проверяем – не остается ли на ватке кроме грязи ещё и краска, если вдруг обнаружили краску – сразу же прекращаем работу и протираем картину водой. Если на картине довольно толстый слой грязи, который не стирается ватой, можно использовать мягкую зубную щетку или бритвенный помазок.
Лакирование картин
Перед лакировкой картины продумайте, а так ли она вам нужна? Лаковая пленка действительно хорошо защищает краски от воздействия пыли, влаги, но в то же время изменяет насыщенность и яркость красок, так что следует ещё при написании учесть последующую лакировку и возможное изменение цветов.
Можно заранее проверить как будет выглядеть лак на картине. Для этого надо протереть полотно терпентиновым маслом. Пока масло не высохло, оно создает эффект лакированной поверхности, а затем бесследно испаряется.
Лаковое покрытие – одежда картины, её вторая кожа, поэтому снимать лак следует особо тщательно, не причиняя картине боль. Кому будет приятно потерять не только одежду, но и часть «живой плоти» - краски? Непрофессионалы обычно не выдерживают нужного времени, торопятся скорее отлакировать картину и представить ее на строгий суд публики. Из-за этого лак глубоко проникает в краску, намертво связываясь с ней.
Картины написанные маслом покрывают лаком не ранее чем через год после написания, иначе слой лака ляжет неравномерно. Работа проводится в сухом, теплом и чистом помещении, картина, подготовленная к лакировке тоже чистая и сухая. Погрешности в лакировании – некачественный лак, слишком холодное помещение – могут проявиться позже помутнением внешнего слоя.
Для получения блестящей поверхности лак наносится очень тонким слоем широкой мягкой кистью или ватным тампоном. Если необходимо получить матовую поверхность – наносим лак распылителем. Нанесенный слой лака проверяем, поворачивая картину к свету – пропущенные участки сразу будет хорошо видно.
Хорошие лаки имеют три основных свойства: оптическая годность, постоянство и хорошая устраняемость. Последнее - ценнейшее свойство, которое становится актуальным когда слой лака поврежден или приходит в негодность от времени.
Повторная лакировка картины
Лак на картинах подвержен старению, со временем он теряет блеск и становится мутным, на картинах пропадает разница между светом и тенью, теряются элементы в темных областях картины. Хорошие результаты при восстановлении картин дает их перелакировка. Именно здесь становится актуальной устраняемость лака, ведь старый слой нужно очистить не повредит краски. В непрофессиональных условиях с масляных картин без опаски можно удалять только лак, растворяемый терпентиновым маслом (например, восковые лаки, даммара). Для этого картину обрабатывают маслом при помощи ватного тампона или мягкой щетки, а когда лак размягчится - удаляют его ваткой с лаковым бензином.
Грязь и потрескавшийся лак ещё не самое страшное что может случиться с полотном. Гораздо более серьезные последствия возникают из-за химических изменений красок и от непрочного закрепления красок. Зачастую пигмент обесцвечивается или меняет колер под влиянием прямых солнечных лучей (а стекло не только не спасает от их влияния, но и усиливает губительное действие) или вступая в реакцию с лаками, маслами и другими пигментами. Такие изменения в большинстве случаев необратимы и ведут к гибели картины. Непрочность красок напрямую связана с материалом, на котором картина написана, или качеством грунтовки. Если проблема вовремя замечена, есть способы восстановить картину пока краски не осыпались, но эти способы – работа для настоящих профессионалов, т.к. и дублировка (подклейка нового холста для укрепления старого) и «перевод живописи» (перенос рисунка на новый холст) требуют огромного опыта и колоссального терпения.
Казалось бы картины, не защищенные стеклом и содержащиеся в приемлемых температурных условиях должны жить и радовать нас веками. Однако как часто мы не придаем значения бытовым «мелочам» - никотиновому дыму, которым постоянно окуриваем картину, мушиным «точкам», которые отираем плюнув на палец, веселому солнечному зайчику, присевшему отдохнуть на золоченую раму. Такие незначительные события в конце концов приводят картину к быстрой гибели, а владелец разочаровывается, не понимает что же «не понравилось» его любимице и быстренько бежит покупать следующую «обреченную».
Смотрите также: