ГАВИТ, жаматун, в армянской средневековой архитектуре помещение, аналогичное притвору храма. Обычно зал, перекрытый сводом на арках, иногда отдельное здание, использовавшееся как усыпальница, место для молитвы, собраний.
ГАЛЛЕ, изделия из непрозрачного многослойного стекла с рельефными растительными и пейзажными мотивами; декор выполняется резьбой с удалением нескольких слоев стекла вокруг силуэтного узора. Названы по имени автора первых ваз такого рода французского художника Э. Галле, которому следовали многие мастера стиля "модерн".
ГАЛЕРЕЯ КОРОЛЕЙ - скульптурный фриз, которым украшали нижние ярусы готической церкви, включая изображения святых пророков, царей Ветхого Завета.
ГАНЧ, среднеазиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом камневидной породы,содержащей гипс и глину. С первых веков нашей эры ГАНЧ известен как материал для штукатурки, объемно-пластичного декора, скульптуры.
ГАРБХАГРИХА (санскр. - чрево храма) - в средневековом индуистком храме внутренняя часть кубического святилища.
ГАРУДА - вахана (перевозчик) Вишну, одного из трех главных богов индуизма, представляет собой человека-орла.
ГВИРГВИНИ, бревенчатое или балочное шатровое перекрытие грузинского народного жилища (дарбази), ярусами сужающееся кверху, с отверстием для выхода дыма.
ГЕММА (лат. gemma), драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. В древности служили печатями, знаками собственности, в последующее время используются главным образом как броши, перстни.
Геммы
ГЕРМА (греч. hermes), четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов, а с 5 века до нашей эры и портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр. В античную эпоху главным образом межевой знак, дорожный указатель, с 16 века вид декоративной и садово-парковой скульптуры.
ГИДРИЯ (греч. hydria. от hydor - вода), древнегреческий сосуд для воды (чаще керамический). ГИДРИЯ имеет две горизонтальные ручки и одну вертикальную. По форме ГИДРИЯ близка амфоре, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом, более узким и высоким горлом.
ГИПЕРРЕАЛИЗМ (англ. hyperrealism), фотореализм, направление в американском и западноевропейском искусстве, сложившееся (во многом на основе поп-арта) к концу 1960-х годов и стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии.
ГИПОСТИЛЬ (от греч. hypostylos - поддерживаемый колоннами), в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.
ГИРИХ, название геометрического орнамента в средневековом искусстве Средней и Центральной Азии. Разнообразные комбинации полигональных и звездчатых фигур.
ГИРЬКА, фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. ГИРЬКА подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. ГИРЬКА широко использовалась в русской архитектуре 16-17 веков в декоре ворот, крылец, оконных проемов.
ГИМНАСИЙ - помещение для физических упражнений, включавшее просторный двор, окруженный колонными залами с бассейнами.
ГЛАВА, главка, наружное декоративное завершение барабанов церквей и мечетей. ГЛАВЫ имеют форму шлема, луковицы, груши, конуса, зонтика и др. и придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой, ее раскраской, кроющим материалом (черепица, лемех, фигурное железо).
ГЛАДИЛКА, стальной инструмент, применяемый в гравюре меццо-тинто. Имеет вид стержня с полированными концами в форме конуса и лопатки или овальными в сечении. Служит для выглаживания шероховатостей доски в местах полутоновых и светлых частей изображения.
ГЛАСИС (франц. glacis), в архитектуре незастраиваемое пространство перед крепостью. В процессе развития города из крепости ГЛАСИС превращается обычно в сад или площадь.
ГЛИПТИКА (греч. glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями, амулетами и украшениями.
ГОЛОСНИКИ, небольшие керамические сосуды или камеры, закладываемые в стены и своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения. Служат для усиления звука (как резонаторы) и для облегчения свода.
ГОПУРАМ (санскр.), в средневековой индийской архитектуре надвратная башня в храмовой ограде.
ГОРЕЛЬЕФ (франц. haut-relief, от haut - высокий и relief, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
"ГОНТОВЫЙ СТИЛЬь" - стиль загородных построек в США, на традициях которого основано творчество Ф.Л.Райта.
ГОСТИННЫЙ ДВОР - ряды лавок, торговых помещений и складов, объедененные крытыми галереями, а иногда общей кровлей.
ГОХУА (кит. - национальная живопись), название современной китайской живописи водяными красками на шелковых и бумажных свитках.
ГРАБШТИХЕЛЬ, инструмент гравера.
ГРАНИЛЬНИК, качалка, стальной инструмент, применяемый в гравюре на металле (главным образом меццо-тинто). Имеет вид вставленной в деревянную ручку пластинки, овально обрезанный конец которой усеян по срезу мелкими зубчиками. Служит для придания поверхности гравировальной доски равномерной шероховатости.
ГРАТТАЖ (франц. gratage, от gratter - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Произведения, выполненные в технике ГРАТТАЖ отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
ГРАТУАР (франц. grattoir, от gratter - скрести, царапать, скоблить), стальной скребок в виде укрепленного на ручке короткого клинка с остро отточенными краями. Применяется для выравнивания поверхности металлических досок в гравюре, высохшего красочного слоя в живописи и в других целях.
ГРАФФИТО, разновидность монументально-декоративной живописи; иначе сграффито.
ГРИДНИЦА, в древнерусской архитектуре большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце.
ГРИЗАЙЛЬ (франц. grisaille, от gris - серый), вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета (чаше серого). Применяется с 17 века, широко распространен в росписях интерьеров в стиле классицизма главным образом как имитация скульптурного рельефа.
Гризайль
ГРИФОНАЖ (франц. griffonnage, буквально - маранье, каракули, от griffonner - писать каракулями, рисовать на скорую руку), ряд беглых набросков, как правило, импровизационного характера.
ГУРТ (нем. Gurt, буквально пояс, подпруга), в готической архитектуре арка из тесанных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней.
ГУСЁК, архитектурный облом, представляющий собой сочетание двух дуг.
ГУТНОЕ СТЕКЛО (от "гута" - стеклодувная мастерская), стеклянные изделия, приготовляемые посредством свободного дутья (без применения форм).
ГУТТЫ (от лат. gutta - капля), или регулы, украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера.
ГУЛЬБИЩЕ - открытый обход с перилами, окружающий здание обычно на уровне перекрытий в подклете.
ГУН-БИ (кит. - тщательная кисть) в китайской живописи манера, основаная на тончайшей графической проработке диталей.