Изобразительное искусство и дизайн
 курс по рисованию
Курс Основы академического рисунка Вероники Калачевой
 Акварель 2.0  АВТОРСКИЙ ОНЛАЙН-КУРС РИСОВАНИЯ  ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОТ ВЕРОНИКИ КАЛАЧЕВОЙ

Феодосия, теплый курортный город на берегу Черного моря, с белыми, отражающими солнце, домами, роскошною зеленью и необъятной синевой моря знаменит не только своими пляжами – это родина одного из величайших художников России, Ивана Константиновича Айвазовского. Более чем за 60 лет Айвазовский написал около 6000 картин. Именно здесь, в Крыму, Айвазовский провел свое детство и навеки влюбился в море. Изображение этой совершенной и постоянно меняющейся грандиозной стихии принесло Айвазовскому славу самого выдающегося художника-мариниста в России. Поэтому неудивительно, что в своем завещании Айвазовский написал: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи, со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусств, составляли полную собственность Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».

 Дом, в котором и сегодня располагается Феодосийская картинная галерея, был спроектирован самим художником в 1845 году. И сегодня он сохраняет изящество, напоминающее итальянскую виллу, украшенную скульптурами в нишах и вертикальными линиями пилястров серого мрамора вдоль фасада, окрашенного в необычный для этих мест, красный цвет. При жизни Айвазовского парадные гостиные и жилые комнаты были разделены. А в 1880 году художник открыл свой собственный выставочный зал, пристроенный к основной части дома, находящийся рядом с рабочим кабинетом и мастерской. Здесь Иван Константинович устраивал экспозиции своих полотен перед их отправкой из Феодосии. Поэтому именно к 1880 году относят основание галереи, которая стала одним из старейших музеев изобразительного искусства России.

И. К. Айвазовский. Автопортрет

Приобретшая статус культурного центра Феодосии при жизни художника, после его кончины 19 апреля 1900 года она пережила настоящий упадок, так как городские власти не смогли по достоинству оценить дар их прославленного соотечественника. С приходом в Крым Советской власти и после национализации наследия Айвазовского в 1921 году, галерея вновь начала жить активной жизнью. Уже через год ее посетители могли вновь наслаждаться созерцанием 49 картин Айвазовского, оставленных в подарок городу.

Всего лишь за двадцать лет коллекция работ самого Айвазовского увеличилась до 150, значительно возрос фонд галереи, и она опять стала одним из важнейших культурных центров Крыма. Так, в 1923 году более пятисот произведений из коллекции художника М. Латри, внука Айвазовского, прибыли в распоряжение галереи, немного позже были привезены картины Л. Лагорио и А. Фесслера. Графические работы Айвазовского были выкуплены в 1925 году. Позже коллекция картинной галереи увеличилась благодаря поступившим полотнам художников К. Богаевского и М. Волошина. Экспозиционных залов уже не хватало, и тогда было решено использовать помещения бывшей жилой части дома на 2-м этаже. Фонды галереи все продолжали пополняться: в 30-е годы картины Айвазовского и его учеников были присланы сюда из других музеев СССР, а в 1940 г. из Государственного Эрмитажа прибыли морские пейзажи кисти западноевропейских мастеров XVII-XIX вв. Годы Великой Отечественной войны картинная галерея провела в эвакуации. Уже 30 сентября 1941 года ее сокровища были перевезены в Новороссийск по морю.

Затем картины попали в Краснодар, но ненадолго, и были переправлены в Ереван вплоть до осени 1944 года. После реставрации дома Айвазовского в Феодосии картинная галерея открыла свои двери для посетителей 2 мая 1946 года.

Сегодня восемь залов Феодосийской картинной галереи отданы произведениям Айвазовского, в других четырех залах можно увидеть картины его учеников, внуков и современников. Помимо живописных произведений, более 270 графических рисунков Айвазовского хранится в коллекции галереи. В мемориальном разделе собраны экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве основателя галереи, а также о ее собственно истории. В большом выставочном зале представлены наиболее значительные произведения галереи, отражающие творческий путь художника. Одни из первых работ Айвазовского "Берег моря ночью" (1837), "Ялта" (1838) и "Старая Феодосия" (1839) написаны еще во время обучения в Петербургской Академии художеств, однако уже в них мастерски изображены пейзажи моря и города. Годы, когда Иван Константинович был пенсионером от Академии художеств за границей, принесли ему новое вдохновение, его работы "Неаполитанский залив в лунную ночь" (1842), "Неаполитанский залив утром" (1843), "Кораблекрушение" (1843) отражают это состояние, навеянное средиземноморской природой Италии. На этих полотнах заметно развитие художника в ощущении цвета и линии. Больше света начинает наполнять его картины. "Венеция" (1849) – еще одна работа, навеянная Италией, пронизана состоянием тишины и покоя, освещенного сиянием величавой луны. За создание батальных полотен Айвазовский был удостоен звания живописца Главного морского штаба. Среди его работ, посвященных военно-морскому флоту, можно назвать "Бой в Хиосском проливе" (1848), "Чесменский бой" (1848), "Осада Севастополя" (1859), «Черноморский флот в Феодосии" (1890), "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями" (1892), и многие другие. Одной из последних работ художника стало произведение "Взрыв корабля" (1900), освещающий одну из сцен греко-турецкой войны.

Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Несколько картин Айвазовский посвятил жизни родного города, как, например, "Первый поезд в Феодосии" (1892) и "Приезд Екатерины II в Феодосию" (1883). Но, прежде всего, И.К. Айвазовский – это поэт, воспевший море, романтичное и пугающее, ласковое и бурлящее. Занимающее центральное место в экспозиции, произведение "От штиля к урагану" (1895), отображает разные состояния стихии - штиль, приближающуюся бурю и, наконец, ураган. Картина "Среди волн" (1898) – это ода мощи бушующих волн, прекрасных в своем гневе. На стенах балкона-перехода на втором этаже галереи расположены яркая декоративная картина "Берег моря. Лунная ночь" (1856), торжественный "Восход солнца" (1878) и "Алушта", изображающая уютный приморский городок, приютившийся у подножия величественных гор. Наполненная светом и нежными утренними красками, она создает неповторимое впечатление. В бывшей мастерской Айвазовского можно увидеть работы 1892-1898 годов, включающие в себя автопортреты, картины на историческую и мифологическую тему, к примеру, "Наполеон на острове св. Елены" (1897) и "Путешествие Посейдона по морю" (1894). Тут же представлен волнующий "Прибой у крымских берегов" (1892), написанный в свободной натуралистической манере, с преобладанием холодных серо-голубых и оливковых тонов. Стены бывшего кабинета Айвазовского художника украшают работы, навеянные воспоминаниями о путешествиях: "Туманное утро в Италии" (1864), "Итальянский пейзаж. Вечер" (1858), колоритный, детально прописанный, и противоположный по стилю написания несущий эмоции "Ниагарский водопад" (1893), а рядом суровая "Буря на Ледовитом океане" (1864). В одной из гостиных размещены картины, посвященные красоте Украинской природы: "Камыши на Днепре" (1857), "Обоз чумаков" (1862), "Во время жатвы на Украине" (1883).

Страницами истории русского маринистического изобразительного искусства можно считать картины учеников и последователей Айвазовского, а также его современников. В галерее экспонируются работы А. Боголюбова и Э. Магдесяна, а также живописца А. Фесслера, которого считают одним из наиболее талантливых учеников Айвазовского. В картинах Фесслера "Феодосия" (1866), "Ялта" (1868), а также "Симеиз. Морской берег" (1884) чувствуется влияние творчества его выдающегося учителя. Произведения Л. Лагорио "Выборг" (1848), "Морской пейзаж" (1870), "Алушта" (1889) отличаются сдержанной цветовой гаммой гармонирующих оттенков голубого, зеленого и серебристо-серого. Интересны произведения внуков И. Айвазовского - А. Ганзена и М. Латри. Марины М. Латри в основном представляют собой мастерские этюды. К примеру, этюд "Лунная ночь на море", написанный широкими мазками на холсте, считается одним из лучших работ живописца. Вся картина пронизана движением - облаков, корабля и сияющих морских волн. Его морской пейзаж "Свежий ветер" напоминает работы французского мариниста Альбера Марке.

В картинной галерее Феодосии собрана прекрасная коллекция заслуженного деятеля искусств РСФСР К. Богаевского, включающая его графику и живопись, в том числе его произведения "Тавроскифия" (1937), "Бухта Планерская" (1930-е гг.), "Горный пейзаж" и "Пейзаж с пирамидами" (оба - 1940-е гг.). Художник, родившийся и выросший в Феодосии, посвятил любимому городу ряд картин, среди них "Средневековый город" (1926), два полотна "Феодосия", написанные в 1926 и в 1930 гг. Искусные графические рисунки Богаевского, украшают коллекцию галереи. Это "Облако" и "Осенний вечер" (1920-е гг.), "Крымская Кампанья" (1938), "Деревья. Баран-Эли" (1935) и "Зима" (1943), они выполнены в различных стилях графики, вызывающие восхищение мастерской проработкой деталей. В 30-е годы художник создал несколько работ, посвященных индустриальной теме: "Днепрострой" (1931), "Нефтяной промысел" (1930-е гг.), "Биби-Эйбат" (1938) и др. Индустриальные пейзажи, оказавшиеся особенно актуальными в это время, принесли Богаевскому звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Феодосийская картинная галерея им. И. Айвазовского считается музеем маринистического жанра в живописи. В ее фондах хранятся морские пейзажи других русских художников: В. Сурикова, Н. Дубовского и А. Куинджи. Кроме того, здесь собраны работы художников "киммерийской школы" ("Киммерия" – это мифическое название Крыма в древности). Одним из наиболее ярких представителей этой школы стал К. Богаевский. Глубина в изображении пейзаже Восточного Крыма присуща также произведениям другого представителя этого направления, - поэта и живописца М. Волошина. Крупнейшая в России коллекция работ Волошина, представленная в галерее, включает в себя "Голубой залив", 1912, "Синий залив", 1913, выполненные темперой, лирические акварели "Медный бубен ночи" (1925), "Звучанье солнц из глубины веков", "Холмы из мрамора и горы из стекла" и "Пепельный свет" (1929), также многие другие.

В Феодосийской картинной галерее имеется раздел произведений художников старшего поколения советского искусства, а также молодых современных художников Крыма. Здесь выставляются картины В. Мешкова "Шторм на Белом море" и "Баренцево море" (1950-е гг.), В. Крайнев "Бухта в тихий день", "Скала Парус" И. Титова, являющегося безусловным последователем Айвазовского, работа В. Пузырькова "Тишина". В разделе советского искусства выделяется картина Г. Нисского "Морской дозор" (1951), передающая суровую прелесть дальневосточной природы.

Творчество современных художников Крыма начинается с произведений художника Н. Барсамова, его картина "Возвращение" (1946) повествует о драматизме Великой Отечественной войны. Затем экспонируются произведения П. Столяренко, заслуженного художника УССР, "Ветреный день" (1950-е гг.) и "У берегов Керчи" (1954), а также яркие и праздничные пейзажи С. Мамчича.

Феодосийская картинная галерея имени Ивана Константиновича Айвазовского является сегодня одним из наиболее важных культурно-просветительных центров Крыма.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть

Получите востребованную профессию дизайнера

Курсы по дизайну на GeekBrains

Курсы по дизайну от Skillbox

Курсы университета Нетология

Курсы дизайна онлайн школы Hedu

Хотите научиться рисовать? Онлайн школа рисования.

Школа рисования Вероники Калачевой

Базовый курс рисования

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами

Подпишитесь на новые статьи

Сайт в социальных сетях

Присоединяйтесь !

top