Импрессионизм проявил себя впервые в начале 1874 года, и поначалу воспринимался как бунтарское направление, насмешка над классическим искусством.
«Зачинщиками» беспорядка были художники, которых впоследствии назвали выдающимися мастерами – Ренуар и Моне, Дега и Писсаро, Сезан и Сислей. Они стали демонстрировать свои картины не в Салоне, как это было принято до тех пор, а отдельно, тем самым обособившись от традиций живописи.
Надо ли говорить, что в сторону «отступников» полетели нападки критиков и других влиятельных господ из мира искусств? Однако еще несколько лет борьбы с закоснелым общественным мнением, несколько новых выставок, проводимых все также отдельно от классического Салона, и постепенно публика начала понимать и чувствовать талант молодых художников. Ближе к началу 19 века число их поклонников стремительно возросло.
Ренуар. Завтрак гребцов
Революционные тенденции, имевшие место на стыке веков, вылились во всеобщую жажду избавления от академических основ живописи, нашли понимание и поддержку в обществе. Вот так, постепенно, новое направление в искусстве заняло свое почетное место в ряду наиболее влиятельных течений. Последняя из их совместных выставок прошла в 1886 году, и художники, доселе объединенные единой идеей, начали писать свои отдельные страницы творческого пути.
Справедливости ради, стоит отметить, что они всегда были очень разными, но объединило их в тот период стремление выразить впечатление от мира, от каждого процесса, происходящего здесь и сейчас, будь то рассвет, как в знаменитой картине Клода Моне, с которой принято вести отсчет импрессионизма, или средиземноморские пейзажи Ренуара.
Мастерство, которым эти художники изображали самые обыденные предметы, поражало людей. Даже обыденное объявление, вроде – сдам квартиру без посредников – они, без сомнения, смогли бы воплотить в цвете.
Их особенностью было использование ярких, чистых цветов в картинах. В полотнах импрессионистов вы не увидите темных тяжелых оттенков, большинство из них искрятся радостью и солнечным светом. Эта тенденция в передаче цвета сохранилась и у других поколений импрессионистов. Отдельного внимания заслуживает их отношение к объекту, передаваемому на полотне. Объект для художников этого направления был интересен с точки зрения его содержания, а не формы.
Картина Ван Гога: Звездная ночь
Последователями «ранних» импрессионистов стали Ван Гог и Гоген, не менее великие художники, чем Моне или Ренуар. Однако их манера писать была в штыки встречена мастерами «старой школы» импрессионизма, как когда-то традиционная классическая школа отвергала ранний импрессионизм. Но и тех, и других мы сегодня считаем лучшими представителями импрессионизма.
Смотрите также: