Изобразительное искусство и дизайн
 курс по рисованию
Курс Основы академического рисунка Вероники Калачевой
 Акварель 2.0  АВТОРСКИЙ ОНЛАЙН-КУРС РИСОВАНИЯ  ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОТ ВЕРОНИКИ КАЛАЧЕВОЙ

ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ

...При изображении кого-нибудь с натуры все дело состоит в том, чтобы уметь уловить то качество, которое свойственно только данному человеку и которого природа не дала другим, а дала только ему... Если человек позирует неподвижно, он никогда не бывает похожим на самого себя так же, как в движении, в котором и обнаруживаются качества, принадлежащие только ему и никому другому...

***

ФРАНСИСКО ПАЧЕКО

Перейдя к привлекательной теме портрета, очистим скорее перо, тут о многом надо поговорить. Две обязанности стоят перед портретистами, во-первых, чтобы портрет возможно больше был похож на оригинал — это главный принцип, во имя чего его он делает и чем доволен остается заказчик. Второе обстоятельство — чтобы портрет был хорошо нарисован и написан.

ДЕНИ ДИДРО

Похожий портрет пачкуна умирает вместе с изображенным лицом; портрет умелого человека остается навсегда. По этим портретам наши потомки создают себе представление о великих людях, которые им предшествовали. Если любовь к искусству является всеобщей для всей нации, знаете ли вы, что из этого происходит? Глаз народа приноравливается к глазу великого художника, и преувеличение полностью сохраняет для него сходство. Он не старается придраться, он не говорит: этот глаз слишком мал или слишком велик; этот мускул преувеличен, эти формы неправильны, это веко слишком толсто; эти кости вокруг глазной впадины слишком приподняты — он выделяет то, что познание красоты внесло в копию. Он видит модель, которая передана не в точности, и он вскрикивает от восхищения. Вольтер пишет свои исторические труды как древние скульпторы делали бюсты, как ученые живописцы наших дней делают портреты. Он увеличивает, он преувеличивает, он исправляет формы; прав ли он? Или не прав? Для педанта он не прав: он прав для человека со вкусом. Прав он или не прав, но в памяти грядущих людей останется то лицо, которое он написал.

...Знать страсти нежные и сильные и передавать их без гримасничания. Лаокоон страдает, но не гримасничает; однако жестокая боль пронизывает его тело с конца пальцев на ногах до макушки головы. Она глубоко захватывает, не внушая отвращения. Сделайте так, чтобы я не мог ни остановить, ни оторвать моих глаз от вашего холста.

Не смешивайте манерничанье, гримасу, вздернутые уголки губ, кислое выражение личика и тысячу других мелочных аффектированностей с изяществом и тем более с выразительностью.

Пусть ваша голова будет прежде всего прекрасна; страсти легче всего выразить на прекрасном лице. Когда они контрастируют, они становятся еще ужаснее.

***

ЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ

Различные портреты должны между собой иметь столь же мало сходства, как и различные физиономии.

***

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

Прогресс живописи, начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том, чтобы доработаться до портрета.

***

ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР

Портрету часто недостает сходства, потому что для него дурно позировали при дурном расположении света и тени, так что бывает трудно узнать оригинал, если видели его в том же месте, где с него писали. Чтобы достигнуть сходства надлежащим образом, надо долго проникаться лицом, которое хотят написать, рассматривать его досыта со всех сторон и посвятить этому даже первый сеанс. Кроме того, есть лица, которым больше подходит еnfасе, другим — в три четверти или сбоку, некоторым — профиль. Одни требуют много света, другие производят больше впечатления, когда есть тени, особенно худые лица, которым нужно положить тени в углублении глаз, что придает голове более эффекта и выразительности. И для этого надо дать освещение сверху и в небольшом количестве.

***

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА

Большинство мастеров усвоили привычку, рабски воспринятую и их последователями, преувеличивать темноту фона на портретах: этим путем они думали сделать лица более впечатляющими. Но эта темнота фона наряду с освещенными лицами, как они показаны художником, уничтожает основное достоинство всякого портрета — простоту....

В простоте — главная прелесть портрета. Я отношу к числу портретов те, где идеализируются черты знаменитого человека, которых не увидишь, и портреты, писанные по репродукциям. К подобным изображениям правомерно примешивать выдумку. Настоящие портреты — это те, которые пишутся с современников: их приятно видеть на холсте такими, какими мы их встречаем в жизни, хотя бы это были знаменитости. Хотя они и далеки от наших глаз, ум наш склонен возвеличивать их образ, как и присущие им достоинства. Когда их изображение запечатлено и находится перед нашими глазами, нам бесконечно приятно сравнивать действительность с созданием нашего воображения.

Эжен Делакруа. Автопортрет

Эжен Делакруа. Автопортрет

***

ШАРЛЬ БОДЛЕР

Хороший портрет есть драматизированная биография модели — раскрытие естественной драмы, свойственной каждому человеку. Портрет! Что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже.

***

ПОЛЬ ЭЖЕН АНРИ ГОГЕН

Когда я смотрю портрет, написанный Веласкесом или Рембрандтом, я мало обращаю внимание на черты изображенного лица, но у меня есть интимное восприятие морального облика самих художников.

***

ДЖОН ГОЛСУОРСИ

Мы часто слышим мнение, что вовсе не важно, является ли портрет портретом: тот, кто позировал для него, умрет, а картина останется, и никто не будет знать, хорошо ли было уловлено сходство. Будут судить лишь о том, хороша ли картина. Все это совершенно верно. Но, с другой стороны, если портрет не есть попытка воссоздать натуру, к чему называть его портретом и обозначать определенным именем ?

***

БЕРТОЛЬТ БРЕХТ

Портрет не представляет итог, сальдо того, что остается после всех приобретений и потерь, а схватывает человеческое лицо как нечто живое, продолжающее жить, воспринимаемое в развитии. При этом отнюдь не разрушается гармония.

***

В. А. ТРОПИНИН

...Не упускайте из вида, что в портрете главное — лицо; работайте голову со вниманием и усердием, остальное — дело второстепенное. Обращайте внимание при посадке для портрета кого бы то ни было, чтобы это лицо не заботилось сесть так, уложить руку этак и пр., постарайтесь развлечь его разговором и даже отвлечь от мысли, что вот он сидит для портрета.

...Нужно стараться сохранить (правильнее — подмечать) в посадке, в движении головы, рук натуральную грацию: всякое натянутое, изысканное положение фигуры действует неприятно на глаз; оно в натуре не так замечается, потому что бывает большею частью минутное, временное, а на полотне оно остается навсегда. И потому необходимо избегать всякой натяжки (изысканности и безобразия)... необходимо наблюдать, чтобы прическа, уборы, платья — все это не было примазано, приглажено, уложено и пр.; некоторая небрежность во всем этом составляет красоту и приятна для глаз.

***

П. А. ФЕДОТОВ

Можно ли уловить душу человека, пришедшего именно с той целью, чтобы с него писали портрет? Что такое выражает лицо его во время сеанса? Чем он занят? Чем развлечен? Сидит, не смея шевельнуться. Великие художники имеют способность презирать и улавливать душу даже в такие глупые моменты бессмысленной неподвижности. Впрочем, я все-таки полагаю, что портрет должен быть исторической картиной, в которой изображаемое лицо было бы действователем: тогда только в нем будет смысл, жизнь, виден характер того, с кого пишут.

***

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Что касается портретов, сходных до отвратительности, это надобно понимать так: высокая копия, для того, чтобы быть верною, должна передавать существенные черты подлинника; портрет, не передающий главных, выразительнейших черт лица, неверен; а когда мелочные подробности лица переданы при этом отчетливо, лицо на портрете выходит обезображенным, бессмысленным, мертвым, — как же ему не быть отвратительным.

***

И. Н. КРАМСКОЙ

Мы как раз подошли к портрету Стрепетовой Ярошенко. Вы говорите: «Это безобразно!» И я понимаю, что Вы ищете тут то, что Вы видели иногда у Стрепетовой, делающее ее не только интересной, но замечательно красивой и привлекательной. И, несмотря на то, я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенки; это в живописи то же, что в литературе портрет, написанный Достоевским. Хорошо это или дурно — я не знаю; дурно для современников, но когда мы все сойдем со сцены, то я решаюсь пророчествовать, что портрет Стрепетовой будет останавливать всякого. Ему не будет возможности и знать, верно ли это и так ли ее знали живые, но всякий будет видеть, какой глубокий трагизм выражен в глазах, какое безысходное страдание было в жизни этого человека, и зритель будущего скажет: «И как все это искусно приведено к одному знаменателю и как это мастерски написано!» Несмотря на детали, могущество общего характера выступает более всего. Вы думаете, что Ярошенко не мог бы написать иначе? Мог бы, если бы захотел. Но в том-то и дело, что он не сможет захотеть.

***

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Портретист усаживает, например, субъекта, чтобы снять с него портрет, приготовляется, вглядывается. Почему он это делает? А потому, что он знает на практике, что человек не всегда на себя похож, а потому и отыскивает «главную идею его физиономии», тот момент, когда субъект наиболее на себя похож. В умении приискать и захватить этот момент и состоит дар портретиста.

***

В. И. СУРИКОВ

..Портрет Веласкеса, Иннокентий X в палаццо Дориа. Здесь все стороны совершенства есть — творчество, форма, колорит, так что каждую сторону можно отдельно рассматривать и находить удовлетворение. Это живой человек, это выше живописи, какая существовала у старых мастеров. Тут прощать и извинять нечего. Для меня все галереи Рима — это Веласкеса портрет. От него невозможно оторваться, я с ним, перед отъездом из Рима, прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься — думаешь, а вдруг в последний раз в жизни его вижу? Смешно, но это я чувствовал...

***

М. М. АНТОКОЛЬСКИЙ

Раз я делаю портрет, я должен показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким я желал бы его смерить моим художественным, традиционным аршином.

***

В. А. СЕРОВ

Любое человеческое лицо так сложно и своеобразно, что в нем всегда можно найти черты, достойные художественного воспроизведения — иногда положительные, иногда отрицательные. Я по крайней мере внимательно вглядываюсь в человека, каждый раз вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. Поэтому меня и обвиняют в том, будто мои портреты иногда смахивают на шаржи.

***

Б. М. КУСТОДИЕВ

Похожий портрет — это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о душевной сути данного человека. И тут нужно предоставить художнику право отражать свое понимание этой сути. Иначе незачем обращаться к живописцу, а нужно идти к фотографу.

***

Г. В. ПЛЕХАНОВ

...Главным достоинством портрета всегда все-таки является его сходство с оригиналом.

***

И. Э. ГРАБАРЬ

...Как никогда прежде, я понял в Гаарлеме, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы ни была пленительна, — пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!

Всюду, где я бывал, я наблюдал людей — веселых и хмурых, беспечных и озабоченных, бесхитростных и лукавых, стараясь разгадать их явную и затаенную психику. Я решил поступить так, как поступал раньше, готовясь к сложным живописным проблемам, — решил упражняться, упражняться и упражняться. Но тогда мне было достаточно сделать десяток натюрмортов, чтобы размять руки, а теперь нужно было переходить на гаммы и экзерсисы голов. И я пустился добывать свободу портретной кисти при помощи таких именно портретных гамм. Позировали все свои, в свободные часы и дни; потом пошли чужие...

Я никогда не считал, что быстрота в писании портрета есть нечто заменяющее качество. Серов писал портреты по тридцати, пятидесяти и восьмидесяти сеансов, и едва ли его можно серьезно упрекать в медлительности и ненужной кропотливости. Но в то же время я понимал, что при равенстве прочих условий хорошего портрета быстрота — вещь не плохая, особенно ценная в наши дни фантастических темпов, когда ни у кого нет времени посидеть больше двух-трех раз для портрета. Кроме того, я знал, что как раз самые мои любимые портреты — Веласкес и Гальс — писали быстро, в сеанс, много — два. Таким образом, быстрота есть все-таки немалое достоинство. Но быстрота, кроме того, действительно важное преимущество: погода не постоянна, а с ней изменчиво и освещение модели; и сам человек сегодня не совсем тот, что вчера, в чем-то другой, менее живой, желтее или серее, обыденнее, скучнее. Все это мешает, надо постоянно менять и переделывать, если не уметь ловить быстро, схватывать на лету...

Мне было давно ясно, что из всех частей человеческого лица совершенно особую природу имеют глаза. В то время как остальные черты неподвижны, глаза всегда производят впечатление если не прямо двигающихся, то не застывших: они влажны, то моргают, то напрягаются, то расширяются, то суживаются. Этот контраст между динамичностью глаз и статичностью других органов лица следовало бы как-то передать в живописи.

***

К. Ф. ЮОН

Передача характера и движения (внутреннего и внешнего) — два важнейших фактора, определяющие существо портретного искусства... Особую область портретной живописи составляют те обобщения и типизации, которые можно в нее вводить... Здесь специфический интерес приобретает аналогия форм людей и животных. Сходство с пресмыкающимися и хищниками в обширном человеческом материале имеется во множестве оттенков. Собачьи и кошачьи породы можно различать и среди людей. Выражения «человек-орел», «человек-медведь», «человек-змея», «человек-тигр», лев, филин, сыч, верблюд, жираф, тюлень, крот и т. д. метко определяют представление о человеке и его внешнем виде. Среди женской части человечества нередко наблюдаются сороки, кукушки, газели, ласточки, лани, козы, стрекозы, бабочки и т. д. Возраст, интеллектуальное содержание, темперамент, способности, культурные привычки и т. п. лишь дополняют и уточняют черты, сходные с чертами представителей мира животных. Вместе с этим прирожденные черты дополнительно окрашиваются на почве национальной или социальной принадлежности.

***

С. Т. КОНЕНКОВ

Когда в тиши своей мастерской я работал над «Автопортретом», относясь к этому как к глубокому раздумью, я думал не только о портретном сходстве, я прежде всего хотел выразить свое отношение к труду и искусству, свое устремление в будущее, в царство постоянной правды и справедливости.

***

А. Н. САМОХВАЛОВ

Меня привлекает метод всматривания в модель, накопление и конденсирование черт, утверждающих личность в среде, как у Джотто, как у Пьеро делла Франческа, как в фаюмских портретах, как в русской иконе. Это свойственно монументализму, и в то же время это включает в творческий процесс интимнейший разговор с моделью — глаза в глаза.

***

П. Д. КОРИН

Когда я начинаю работать над портретом, я уже заранее знаю, что именно хочу написать. Я выявляю для себя основные, характерные черты человека. Внутри меня, в моем сознании уже складывается образ, который я хочу воссоздать... Неотступно думаю о портрете, мысленно вижу его таким, каким хочется чтобы он был.

***

М. Г. МАНИЗЕР

Когда мы смотрим на человека, мы порою догадываемся, о чем он думает... Прочитать мысли портретируемых — это большая и интересная задача, и это вполне под силу художнику.

***

М. С. САРЬЯН

Моя работа над портретом какого-нибудь человека, которого я знаю и которого мне хочется написать, начинается со встречи с ним, в первые встречи я ничего не рисую и не пишу. Мне еще не ясна композиция портрета. Как я размещу фигуру?

Буду ли я писать фигуру или же только часть ее, будет ли портрет с руками или без них? Каков будет формат портрета, какой нужен холст для него — все это выясняется в процессе встреч с моделью, в процессе изучения ее.

***

К. С. ПЕТРОВ-ВОДКИН

Первый из великих изобразителей «предмета», принесший в живопись освещение, родоначальник импрессионизма, был Рембрандт... Рембрандт ясно, непосредственно и не отвлекалаясь уже совершенно в сторону композиционную и цветовую, рассказал в портретах убедительную, вещественную жизнь человеческого лица со свойственным гениям объективизмом. И совершенно ясно, чтобы достигнуть полной вещественности, надо было обесцветить предмет и дать ему-то жизненное общевидимое состояние.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть

Получите востребованную профессию дизайнера

Курсы по дизайну на GeekBrains

Курсы по дизайну от Skillbox

Курсы университета Нетология

Курсы дизайна онлайн школы Hedu

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Школа для взрослых Милы Наумовой

Онлайн-школа рисования ArtRassvet

Школа рисования Вероники Калачевой

Онлайн-проект Крафткид

Базовый курс рисования

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами

Подпишитесь на новые статьи

Сайт в социальных сетях

Присоединяйтесь !

top