Один из лучших художников-пейзажистов среди прогрессивной группы русских художников XIX века. Главным вкладом Исаака Левитана в русское искусство было развитие "атмосферного пейзажа", достигнутого благодаря высочайшему мастерству цвета, света и оттенка. Хотя изображение света было решающим для его произведений, как и для Моне и Сислея, Левитан был реалистом, а не импрессионистом. Преданный натурализму и пленэрной живописи, он обладал даром изображать все времена года, разные времена дня и бесконечное разнообразие природных видов.
Известные примеры его пейзажной живописи включают такие работы, как «Вечерний звон» и «Владимирка» (Дорога во Владимир), а также такие памятные работы, как «Золотая осень», «Весна. Большая вода» и «Березовая роща», все купленные Павлом Третьяковым.
Василий Дмитриевич Поленов. Портрет И.И. Левитана
Левитан был активным участником художественной жизни; он давал уроки в Московском художественном училище, где сам обучался, активно участвовал в Московском литературно-художественном клубе и регулярно выставлялся с такими объединениями, как Мир искусства и Мюнхенский сецессион. В настоящее время Левитан входит в число лучших художников в жанре пейзажа и считается одной из самых влиятельных фигур в русской живописи XIX века.
Левитан происходил из бедной, но образованной еврейской семьи. В 1870 году семья переехала в Москву, где Исаак посещал занятия в Московском училище живописи и ваяния с 1873 по 1883 год. В течение этого периода оба его родителя умерли, оставив его в нищете. К счастью, его художественный талант был очевиден, и благодаря своевременной стипендии и поддерживающим его педагогам, таким как Алексей Саврасов (1830–1897) и Василий Поленов (1844–1927), Левитан быстро засиял. Другие важные факторы, влияющие на его стиль изобразительного искусства, включают в себя Василия Перова (1834–1882), работы французских художников Барбизонской школы пейзажной живописи, а также поэтический классический реалист Камиль Коро (1796-1875).
Левитан-передвижник
В 1877 году Левитан провел свою первую выставку, получив признание критиков. В 1880 году выдающийся коллекционер Павел Михайлович Третьяков (1832-98) купил первое из многих произведений Левитана «Осенний день в Сокольниках» - одухотворенное изображение серого осеннего дня в московском парке. Примерно в это же время Левитан также привлек внимание и поддержку другого великого русского мецената Саввы Мамонтова (1841-1918) и начал свою дружбу на всю жизнь с драматургом Антоном Чеховым, чей брат Николай был сокурсником. Он продолжил работать с обоими братьями Чеховыми в журнале «Москва» и проиллюстрировал издание М. Фабрициуса «Кремль».
«Осенний день в Сокольниках»
Позже вместе с Константином Коровиным он писал театральные постановки для спектаклей частной оперы Мамонтова. Между тем, в конце 1880-х годов Левитан присоединился к таким художникам, как Илья Репин (1844–1930), Иван Крамской (1837–1887), Василий Суриков (1848–1916), Василий Перов и другие, помогая организовать Ассоциацию передвижных художественных выставок по всей стране. Он провел несколько лет, рисуя в Плёсе, маленьком городке рядом с Волгой. Позже, в начале 1890-х годов, он разделил свое время между городами Вышний Волочек, Владимир и Тверская область.
Пейзаж
Левитан редко писал городские пейзажи, предпочитая сельские виды на лес и луг. Именно в этих ситуациях лучше всего можно выразить интуитивное понимание Левитаном природы - свидетельство глубокого понимания света, линейной перспективы на таких картинах, как «Вечерний звон», «Владимирка» и «Золотая осень». Левитан был прежде всего натуралистом и «художником-пейзажистом по настроению» в традиции Коро. Он никогда не искал сложных мотивов, но был вполне доволен простыми сценами, типичными для его Родины. Он сохранил необычайную способность пробуждать глубокие человеческие чувства через свои пейзажи. Смотрите также: Импрессионизм
Слава
В 1890-х годах репутация Левитана распространилась по всей Европе. В 1897 году он был избран членом Императорской Академии художеств, а в 1898 году он был назначен заведующим отделом ландшафта. К сожалению, он уже страдал от серьезной болезни сердца. Несмотря на это, он продолжал рисовать до конца: создавал множество мирных сумерек, лунных ночей и спокойных деревень. Последние двенадцать месяцев он провел в доме Чехова в Крыму. После его смерти он был похоронен на еврейском кладбище в Дорогомилово. Позже, в 1941 году, его останки были перевезены на Новодевичье кладбище. Он никогда не был женат. Опираясь на более раннюю русскую живопись XVIII века, Исаак Левитан оставил более тысячи картин маслом, акварелью и других работ, многие из которых можно увидеть в лучших художественных музеях России.
«Вечерний звон»
«Золотая осень»
«Владимирка»
«Весна. Большая вода»
Тихая обитель. 1890. Третьяковская галерея
«У омута»
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.