Термин «панно» означает изображение, нарисованное на панели (цельной или составной), обычно сделанной из дерева, хотя используются металл и другие жесткие материалы. Пока холст не стал популярным в шестнадцатом веке, большинство картин в Европе (а именно, за исключением фресок или произведений искусства на пергаменте) создавались на панелях. Вплоть до 1600 года панели были так же распространены, как полотна.

Они были особенно популярны у художников, создававших запрестольные изображения и миниатюры, которые могли использовать деревянные или медные (даже сланцевые) панели.

Панельные картины, используемые над алтарем, обычно были трех форматов: диптих (работы с двумя панелями), триптих (работы с тремя панелями) и крупномасштабный полиптих (работы с несколькими панелями).

Деревянные панели

Большинство итальянских старых мастеров предпочитали белый тополь, в то время как голландские, фламандские и другие североевропейские художники, как правило, использовали дуб. Другие типы панельной древесины: бук, кедр, каштан, пихта, лиственница, красное дерево, ель, тик и орех. Среди современных художников популярны синтетические материалы, такие как ДВП и фанера.

Подготовка деревянных панелей к живописи

Основная подготовительная техника включала выдержанную древесину, строганную и отшлифованную, затем покрытую «клеем» (смесь желатина или клея из шкур животных), после чего наносится до 15 слоев левкаса (белого впитывающего грунта для рисования темперой или маслом, изготовленного из мела, смешанного с клеем), для получения твердой гладкой поверхности.

После этого художник перед нанесением краски рисовал от руки рисунок, обычно углем. Сама роспись может быть выполнена с использованием энкаустики (византийские панели), темперы (итальянские панели эпохи Возрождения) или маслом (голландские / фламандские панели).

Фрагмент с изображением распятого Христа из Изенгеймского алтаря (около 1515 г.),

Фрагмент с изображением распятого Христа из Изенгеймского алтаря (около 1515 г.). Музей Унтерлинден, Кольмар. Маттиас Грюневальд. Искусство немецкого Возрождения.

История панельной живописи

Хотя панельная живопись в греческом искусстве была довольно обычным явлением, большая часть греко-римского панно была уничтожена. Самая большая сохранившаяся с античности группа панно - портреты египетских мумий, датируемые примерно 100 г. до н.э. - 250 г. н.э. Однако лучшими древними образцами являются византийские панно в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, завершенные около 400-600 годов. Позже, к 1200 году, изменения в церковных обычаях (выравнивание священников и прихожан на одной стороне алтаря) предоставили место за алтарем для иконы или аналогичной формы религиозного искусства, что вызвало возрождение панно.

Панно стало популярной формой русской средневековой живописи, хорошо развитой новгородской школой иконописи, в которую входили Феофан Грек (1340-1410), основатель новгородской школы; его ученик Андрей Рублев (1360-1430), прославившийся иконой Святой Троицы (1411); и Дионисий (1440–1502), известный своими панелями в Волоколамском монастыре.

Архангел Гавриил (Златовласый ангел). Русская иконопись XII века. Темпера на деревянной панели.

Архангел Гавриил (Златовласый ангел). Русская иконопись XII века. Темпера на деревянной панели. Фрагмент.

Панно в Италии и Северном Возрождении

Панно использовалось в западной средневековой живописи примерно с 1000 г. н.э., особенно при создании церковных алтарей. Сиенская школа живописи (под руководством Дуччо ди Буонинсенья) и школа фламандской живописи (под руководством Роберта Кампена, братьев Ван Эйк и Роджера ван дер Вейдена).

В целом художники Северного Возрождения - особенно художники нидерландского Возрождения и немецкого Возрождения - имели тенденцию использовать масло на панелях, в то время как южные художники в Италии в период Раннего Возрождения имели тенденцию использовать фрески или темперу и меньше масла.

Православные художники в России и Константинополе также использовали панно для своих религиозных картин - почти все из них были иконами. К сожалению, большинство из них было уничтожено.

Фрагмент Гентского алтаря одного из величайших шедевров христианского искусства 15 века, написанного художником Северного Возрождения Яном Ван Эйком.

Фрагмент Гентского алтаря одного из величайших шедевров христианского искусства 15 века, написанного художником Северного Возрождения Яном Ван Эйком.

Пришествие холста

Новые взгляды, большее процветание и изменения в художественной практике привели к тому, что холст вытеснил дерево как наиболее популярную среду - процесс, начавшийся около 1500 года и отстаиваемый венецианскими художниками, такими как Андреа Мантенья не в последнюю очередь потому, что Венеция была основным источником качественных полотен.

Этот процесс изменений произошел почти 100 лет спустя в Северной Европе, где картина панно оставалась более популярной среди старых мастеров, таких как Рубенс.

Многие другие североевропейские художники, особенно фламандские художники, а также голландские художники-реалисты из голландского барокко, использовали панно для своих небольших работ и миниатюр, как и испанский художник Гойя.

Источник

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть

Получите востребованную профессию дизайнера

Курсы по дизайну на GeekBrains

Курсы по дизайну на "GeekBrains"

Подробно...

Курсы по дизайну от Skillbox

Курсы по дизайну от "Skillbox"

Подробно...

Курсы университета Нетология

Курсы университета "Нетология"

Подробно...

Хотите научиться рисовать? 4 школы рисования для взрослых

Проект Рисуй

Творческая мастерская Марины Трушниковой

Школа рисования Вероники Калачевой

Художественная школа для взрослых Милы Наумовой

Базовый курс рисования

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

Арт маркет Красный карандаш

Подпишитесь на новые статьи

блок Дизайн

блок ИЗО

блок Акварель

Разное

Сайт в социальных сетях

Присоединяйтесь !

Партнеры сайта