Оформление картины может преобразить ее, ведь оттенив цветовую палитру, оно изменяет восприятие изображенного сюжета и его композиции. Именно поэтому оно должно быть не только достойным, но и детально продуманным.
Так, прежде всего, очень важно чтобы картина, которая является двухмерной, гармонично вписывалась в интерьер и объемный окружающий мир. Достичь этого можно с помощью рамы, которая создает подобный переход, придает картине законченный вид и одновременно привносит дополнительный декоративный эффект.
Рамы изготавливаются из багета (планок с вырезанным профилем), который может быть изготовлен из различных материалов, окрашен в различные цвета и декорирован в зависимости от техники, в которой выполнялось художественное произведение и от его темы. Первостепенной задачей багета является дополнение не интерьера или мебели, а самой картины.
Поэтому он должен соответствовать цветовой гамме картины, а его фактура либо орнамент должны дополнять или повторять мотивы изображения. Цвет багета чаще всего на пол тона отличается от основного цвета картины или полностью соответствует одному из второстепенных цветов.
Кроме того, если изображение соответствует стилю антик или ампир, является произведением импрессионистов или же имеет много фракталов и повторяющихся элементов, то стоит подыскать багет, на котором будет орнамент, повторяющий или напоминающий узоры, использованные в композиции полотна. Что же касается антикварных произведений, то декор выбранного для них багета должен соответствовать эпохе, в которую они были созданы.
Декор багета антикварных произведений
Очень важен и хорошо подобранный баланс между размерами картины и шириной рамы. Массивные рамы добавляют произведениям значимости и солидности, поэтому они максимально подходят антикварным живописным полотнам, а также могут быть декоративным дополнением при оформлении современной графики и живописи. Может быть использован широкий багет и для оформления маленькой картины, но при этом он не должен выглядеть слишком тяжелым.
Что касается тонких рам, стоит отметить, что им свойственно давать возможность максимально сконцентрироваться на произведении, а также подчеркивать его утонченность.
Достаточно часто при оформлении используется не только рама, но и паспарту, которое является искусственно созданным полем, расположенным между картиной и рамой. Основное его предназначение – улучшение восприятия произведения. Кроме того выполняет паспарту и другие не менее важные функции.
Картина в паспарту под стеклом
В частности, оно защищает картину от соприкосновения поверхности картины и стекла, что в неблагоприятных условиях защищает от конденсации влаги и позволяет избежать потери изначальной цветовой гаммы картины.
Размеры паспарту напрямую зависят от ожидаемого эффекта. К примеру, чтобы расширить пространство или дополнить картину, на которой показано движение, используется широкое паспарту. В то время как узкое паспарту будет акцентировать внимание на раме. Кроме того, для того, чтобы произведение имело гармоничный вид, боковые стороны паспарту и его верхняя часть должны быть одинаковыми по ширине, а нижний край – шире.
Очень внимательно необходимо подбирать цвет паспарту. Для большинства произведений живописи (в том числе и музейной графики) используются паспарту нейтральных оттенков, которые не привлекают к себе лишнего внимания и создают эффект подсвечивания изображения. Кроме того паспарту может быть как одинарным, так и многослойным.
Выбор паспарту по цвету
В многослойных вариантах нижнее паспарту может подбираться в тон к основным цветам изображения, или подбираться под декор помещения или раму. Чаще всего нижнее паспарту имеет оттенок, немного светлее или темнее верхнего. Если при оформлении используется позолоченная рама, то нижнее паспарту может быть золотистого цвета.
Нельзя не отметить, что бывают ситуации, когда паспарту будет лишним. Например, не стоит его сочетать с картинами, написанными маслом на холсте, с изображениями больших размеров.
Для оформления картин помимо рамы и паспарту может использоваться и стекло, которое может быть обычным, матовым (его стоит использовать только без паспарту, иначе оттенки изображения будут выглядеть мутными) и музейным. Как правило, под стекло принято помещать фотографии, графические работы и особо ценные музейные полотна. В то время как живопись обычно под стекло не убирают, чтобы была видна его насыщенная фактура.