У начинающих художников возникает недопонимание для чего нужен и как работает «Тройник»-разбавитель масляной живописи.
С самого начала. Что такое масляная краска? Это пигмент, затертый в масле, разных цветов, различного происхождения минерального или органического. Порошок очень мелко тертый, пудра в льняном масле, затертая до консистенции мягкой глины с которой прекрасно справляется мастихин, кисть щетина, а вот кисти из синтетики, колонка, белки, они мягкие и с трудом справляются с этой глиной, получаются рваные мазки.
Тонким слоем разнести краску мягкая кисть не может, требуется разбавитель. В нашем арсенале масло ореховое, подсолнечное, масло льна — очень распространенный разбавитель, Уайт-спирит и лаки.
Масло льна
Зимой лучше работать на чистом масле, от этого запаха в квартире меньше, легко проветривается комната.
Маслом можно разбавить краску посильнее, мазки получаются яркие, но есть два недостатка:
1. Механическая прочность меньше, если только одно масло.
При высыхании получается поверхность матовой и менее прочной не хватает наполнителя. Леноксин вещество при высыхании, не очень прочно, механически без наполнителя. Поэтому рекомендуется добавлять немного лака.
2. Второй недостаток, мы нанесли слой по картине он жидкий, и будет оставаться жидким до самого высыхания. В него трудно вписать другой цвет, втирая поверх еще один цвет, они смешиваются. Нельзя жестко нарисовать что-то. Здесь нужен опыт. Для упрочнения нужно добавлять немного лака. Лак в смеси, как упрочнитель. Получаем двойник 15-30%, лучше 20% стирольного лака в масло для упрочнения. Лак дает прочность механическую и является секкативом, ускорителем высыхания. Двойник получится крепким. Краска, разбавленная только маслом, высыхает за сутки или двое, а если в масло добавить немного лака, смесь высохнет уже к вечеру! Имейте это в виду и пользуйтесь для ускорения высыхания.
Разбавители:
Растворитель Уайт-спирит, Тиккуриллу — с легким запахом, можно легко найти в строительных магазинах.
Разбавитель, как вода в акварельной живописи. Мазки получаются тонкие. Он испаряется из слоя краски без остатка. Можно работать мягкими кистями. Очень быстро, хорошо и мягко разбавляет краску. Разносится максимально тонко прозрачно, высыхает быстрее, чем вода, через 10 минут на холсте останется пигмент и немного масла. Практически сухой слой, слой максимально тонкий.
Есть преимущество и два недостатка:
Преимущество.
Поверху слоя можно наносить еще слои как по акварели накладывать тонкие слои, разведя краску разбавителем. При наложении краски разведенной разбавителем он быстро испаряется и остается слой масляной краски, той же плотности как из тюбика. Если пишешь толстым слоем масла, то по этому слою также можно наносить краску, слои не будут смешиваться. После высыхания она превращается в ту же глину, разбавитель выветривается, консистенция остается.
Два недостатка.
Недостаточная прочность в смеси из краски остается пигмент и масло, слой получается матовый, ощущается недостаток связующего вещества масла в смесях при работе разбавителем.
Когда пишешь без разбавителя, только маслом, слой краски поверху остается, глянцевый, свет нормально отражается. Когда работаешь на разбавителе, он выветривается и слой становится шероховатым, свет отражается от всех частичек пигмента в разные стороны, получается матовость, прожухлость.
Смесь недостаточно прочная механически.
Вывод: на чистом разбавителе работать нежелательно, необходимо добавлять масло. Здесь надо научиться управлять под задачу.
В разбавитель добавляем немного масла, и нужен обязательно лак лучше стирольный, он лучше сохнет и без особого запаха.
Состав тройника:
60-70% разбавителя. Чтобы смесь быстрее высохла, выветрилась, оставалась жесткая глина.
25-30% масло. Масло, чтобы не было эффекта матовости.
5-10% лак. Лак придает механическую прочность. Лак (дамарный, стирольный запах не сильный, слой получается прочный).
Логично, для первого слоя, на который будем далее накладывать последующие слои в смесь до 40 процентов добавляем лака, слой схватывается, высыхает, образует пленку и по нему накладываем новые цвета без смешивания слоев.
Если смешивать краску чисто на лаке то образуется эмаль, сохнет очень быстро, прозрачная живопись становится очень красивая. Декоративная живопись, миниатюры пишутся на лаке.
Вот три компонента. Свойства основных материалов мы изучили. Необходимо понять их и использовать, осмыслить как они работают по отдельности или вместе, в разных комбинациях «Тройника» и попарно: Уайт-спирит и лак, масло и Уайт-спирит, масло и лак. Важно научиться управлять процессом, составляя необходимые комбинации, быть разумным хозяином живописи.