Ритм, создаваемый чередованием объемов, повторяющимися элементами, различными плоскостями, линиями, цветовыми пятнами, вызывает ощущение условного движения, внутренней динамики. Шрифт подчиняется всем этим зрительным закономерностям ритма.

Закономерные ритмические сочетания отдельных элементов букв, через слова и строки, оказывают прямое воздействие на ритм всего композиционного построения надписей.

Ритмический строй шрифтовой композиции, воздействуя на человека, вызывает то или иное настроение, активизирует или тормозит восприятие. Ритм может быть спокойным и беспокойным, статичным и динамичным, сходящимся к центру или стремительно направленным в ту или иную сторону и т. д. Он помогает повышению образности шрифтового плаката, влияет на его удобочитаемость. Нарушение ритма может повлечь за собой впечатление дробности, потерю целостности композиции. Ритм зависит от рисунка букв и техники их исполнения. Как видно из вышесказанного, решение вопросов ритма находится в тесной взаимосвязи с основными требованиями, предъявляемыми к работе над шрифтом.

Ритм в шрифтовом плакате

Рассмотрим некоторые условия правильного использования возможностей ритма в шрифтовом плакате.

Создание ритма геометрической и оптической пропорциональностью элементов самих букв.

На ритм в буквах влияют:

Характер контура букв, их рисунок.

Буквы, превращенные в геометрически вычерченные прямоугольники (какими часто пользуются начинающие исполнители), подобны повторению одного и того же звука в музыке, вызывают чувство монотонности. Упрощенный ритм таких букв делает весь текст вялым, пассивным, утомительным для глаза. Такое впечатление может производить малоконтрастный УЗКИЙ гротеск, из исторических стилей письма-готическая текстура. В уставном древнерусском письме также преобладает простой ритм за счет большого числа вертикальных прямолинейных штрихов. Намного сложнее и богаче ритм шрифтов антиквы и построенных на ее основе других видов, в которых ярко выражена индивидуальность букв, их дифференцированность.

Пропорциональное соотношение ширины и высоты букв.

Желание построить все буквы алфавита в прямоугольниках с одним и тем же пропорциональным соотношением сторон, придавая им ложное единообразие, чаще оборачивается однообразием. Ритм таких букв получается монотонным. Следует всегда помнить и придерживаться того,- что буквы в алфавите не должны быть равны по ширине, так как это противоречит исторически сложившимся формам.

Поэтому в любой гарнитуре мы видим наличие нормальных букв, таких, как Н, более широких многоэлементных, как Ж, М, Ш, и более узких, как В, Е, Г. Сравните три различные буквы гротеска, вписанные в квадрат (рис. 1-2). Буква "Н" воспринимается нормально, "Ш" превратилась в черную кляксу, "Г" стала противоестественно широкой. Неопытные шрифтовики, делая первоначальную разметку, часто допускают такую ошибку, отчего нарушается ритмический строй шрифта. У букв с классическими пропорциями ритм относительно спокойный благодаря устойчивости и равновесию всех элементов, у широких и сверхшироких - ритм направлен по горизонтали, у узких - по вертикали.

Изменяя пропорциональное соотношение ширины и высоты букв, художник может придавать шрифту самую разнообразную ритмическую направленность, добиваясь большей выразительности композиции.

Пропорциональное соотношение ширины и высоты букв.

Рис. 1

1. Шрифт антиква со своеобразным ритмическим строем.

2. Буквы гротеска, вписанные в квадрат.

3. Примеры ритмического строя шрифтов различного рисунка.

Соотношение основных и дополнительных штрихов.

Контраст штрихов создает реально ощутимую "цветность" элементов букв из-за различной насыщенности их.

Подобно тому, как в живописи или графике ритм создается внутренней динамикой цветовых и черно-белых пятен и линий, так и в шрифте благодаря изменению цветности и направленности элементов возникает условное движение.

Художник шрифта должен понимать это явление, учитывать его в работе, придавая буквам устойчивость, уравновешенность или определенную ритмическую направленность. Шрифт, как правило, выполняется на плоскости, ей же должен соответствовать и плоскостной характер букв. Дело в том, что контраст штрихов у различных букв зрительно вызывает ощущение наклонов и поворотов в элементах вправо и влево, на зрителя и от него.

Равновесие цветности шрифта достигается художником в том случае, если он сумел при насыщении элементов букв краской (в том числе черной и белой) обеспечить зрительное восприятие ничем не нарушаемой плоскости. В шрифтах антиквенных групп максимальная цветность падает на основные штрихи, ослабевая в дополнительных (см. рис. 2). И чем больше контраст основных и дополнительных штрихов, тем более явно нарушается плоскостность букв. Достаточно немного насытить краской, утолстить книзу дополнительные штрихи, как они "встанут" в общую плоскость. Срезав острый угол, можно приостановить "падение" буквы от зрителя.

Примеры оптической илюзии в шрифте

Рис. 2

Примеры оптической иллюзии.

Здесь, как и в предыдущих и последующих примерах, геометрическая пропорциональность элементов букв направлена на удовлетворение психофизиологии человеческого зрения, на исправление оптических иллюзий, ошибок нашей зрительной системы. Поэтому понятия геометрической и оптической пропорциональности в шрифте взаимосвязаны; соблюдение одного условия подразумевает изменение в другом. Прежде чем идти дальше, сделаем небольшое отступление. Взгляните на эти рисунки (рис. 2) и вы не поверите своим глазам.

На рис. 2 (1) вертикальная линия кажется тоньше горизонтальной и наклонных линий; левонаклонная линия - толще правонаклонной.

На рис. 2 (2) жирные вертикальные линии кажутся неодинаковыми за счет разнонаправленных тонких линий.

На рис. 2 (3) вертикальная линия зрительно длиннее горизонтальной.

На рис. 2 (4) боковые линии центральной фигуры - прямолинейны, а не выпуклы, как воспринимает глаз.

На рис. 2 (5) в обоих квадратах наклонные жирные линии параллельны, однако в правом мы их параллельными не воспринимаем.

Все эти простые примеры доказывают несоответствие геометрической точности зрительному восприятию. Успех шрифтовой работы во многом зависит от того, насколько исполнитель учитывает особенности нашего зрения.

Рассмотрим зависимость ритма от соотношения штрихов. Надо помнить о том, что прямая одной и той же толщины в вертикальном, горизонтальном и наклонном положениях воспринимается глазом неодинаковой по толщине. При выполнении равнотолщинных шрифтов типа рубленых, брусковых или антиквы-гротеска левонаклонные штрихи должны быть слегка тоньше правонаклонных; горизонтальные штрихи тоньше вертикальных и наклонных; вертикальные штрихи несколько толще наклонных и горизонтальных. Во всех этих шрифтах надо уделять особое внимание местам соединения штрихов, где образуются слишком перенасыщенные пятна, слегка обуживая штрихи, приводя их к трапециевидной форме. Характер засечек (серифов) и концевых элементов. Наличие засечек и их форма-один из признаков, определяющих ту или иную гарнитуру шрифта. Одно это говорит о том, какое большое влияние они могут оказывать на ритм данного шрифта.

Впервые появившись в римском капитальном письме, засечки накрепко связали шрифты в линейно-пространственном строе с плоскостью, будь то на странице книги или на детали архитектуры. Засечки оформляют основные и дополнительные штрихи и некоторые концевые элементы букв, придавая им завершенную устойчивую форму. Как правило, симметрично расположенные по отношению к основным штрихам, они держат буквы между линейками, четко ограничивая их высоту. Однако засечки достаточно подвижны и могут влиять на внутренний ритм букв.

Так, в шрифтах антиквы они обеспечивают относительную статичность, симметричную устойчивость букв. Симметрия - это наиболее привычная форма равновесия. Но наш алфавит состоит не из одних симметричных графем. Буквы алфавита делятся на симметричные и асимметричные (это деление условно, потому что симметрия в них относительная и зависит от рисунка букв), в шрифтах типа новой антиквы таких скруглений нет.

В целях улучшения равновесия элементов в буквах с большим контрастом штрихов можно изменять у некоторых букв форму засечек на треугольно-вогнутую или круглую в местах соединения с дополнительными штрихами (см. рис. 3-2). Необходимо только, чтобы выбранная форма засечки нашла себе соответствие в других буквах, строящихся на одной конструктивной основе.

Характер засечек в шрифте

Рис. 3

1.Первые три буквы имеют заметно большую направленность вправо. Вертикальные засечки и засечки, направленные внутрь буквы, зрительно сокращают направленность.

2. Изменение формы засечек некоторых букв шрифта типа новой антиквы с целью выравнивания цветности элементов.

3. Идентичность концевых элементов и засечек в знаках.

Направленность асимметричных букв можно регулировать, изменяя характер засечек и концевых элементов для придания равновесия оптическим полям всех букв и знаков, входящих в шрифтовую композицию. Очень важен принцип идентичности концевых элементов в буквах и знаках в пределах одной гарнитуры. Соблюдение этого принципа придает определенной гарнитуре графическое единство, что также влияет на общий ритм (см. рис. 3-3).

Иногда с целью отличия букв от цифр, как, например, в брусковом шрифте, концевые элементы имеют круглое завершение. Однако в этом случае скругления концевых элементов должны найти себе соответствие в строчных знаках. Круглые концевые элементы встречаются в отдельных гарнитурах как в строчных, так и в прописных буквах. Рассмотренная взаимосвязь букв, создаваемая формами засечек и концевых элементов, в основном и составляет предмет раздумий в творчестве рисовальщика шрифта. Неизменными остаются графемы, т. е. скелет букв и других знаков; "одежду" для них - рисунок, пропорции, равновесие элементов - создает художник.

И далее, посредством ритмического, образностного и колористического строя шрифтовой композиции достигается необходимая выразительная форма для текста определенного содержания.

Создание ритма геометрической и оптической пропорциональностью строк в композиции.

На ритм в строках влияют:

Геометрическая и оптическая пропорциональность самих букв, из которых складываются слова, а затем строки. Слова же могут и сами быть строками. Вкратце повторим закономерности пропорциональных соотношений элементов букв, влияющих на ритм самих букв, который, в свою очередь, влияет на ритм строк и ритм всей композиции:

  • характер контура букв, их рисунок; пропорциональное соотношение ширины и высоты букв;
  • соотношение основных и дополнительных штрихов;
  • характер засечек и концевых элементов;
  • размеры внутрибуквенных просветов.

К этому необходимо добавить, что буквы в строках взаимодействуют друг с другом, подчиняясь общим закономерностям линейно-пространственного строя. Так, например, в строках и во всей композиции поля букв должны иметь оптически равную цветность. Не должно быть "вырывающихся" темных пятен букв или уходящих на второй план, чересчур светлых. А это может происходить вследствие перенасыщенности одних элементов букв или недобора цветности других.

На линейный ритм строк влияют конструктивные членения шрифта по средней горизонтальной линии, которая делит буквы пополам. У таких букв, как Б, В, Е, Ж, 3, К, Н, Ь, Ъ, Э, Ю, Я, дополнительные штрихи, располагающиеся на средней линии или чуть выше нее, придают зрительное равновесие верха и низа в буквах. Расположение дополнительных или соединительных штрихов ниже средней линии всегда вызывает ощущение непропорционально тяжелого верха. У буквы "X" средокрестие (по той же причине) располагается чуть выше средней линии. У букв, открытых вниз, - А, Р, Ч соединительные штрихи могут опускаться и ниже средней, так как у них и без того основная нагрузка приходится на верхнюю часть. Иногда с целью объединения членений по средней линии к ним прибавляют буквы "М" и "У", у которых место соединения элементов в центре букв поднимается до линии "Р" и "Ч". Обычно они имеют индивидуальный рисунок, связь же с гарнитурой осуществляется единством иных графических элементов.

На линейный ритм строк влияют также оптические поля букв округлых и остро конечных конструкций - 3, О, С, Э, Ю, А, Д, Л, М, У. Все эти буквы, располагаясь в строках по соседству с буквами прямоугольных форм, по которым отмечается основной размер строк по высоте, должны немного выходить за верхнюю и нижнюю линии строки (см. рис. 4). Это делается для того, чтобы высота всех букв оптически была выравнена. Не сделай художник этого - и все округлые и остроконечные буквы окажутся зрительно меньше по высоте, будут западать в строке, как бы уходить на второй план. Сами строки, начинаясь или оканчиваясь округлыми, остроугольными буквами, а также открытыми вправо, или влево, влияют на равновесие общего шрифтового поля в симметричной композиции.

Влияние оптических полей букв на линейный ритм строк.

Рис. 4

Влияние оптических полей букв на линейный ритм строк.

Равновесие оптических полей межбуквенных пробелов.

Практика показывает, что даже начинающие художники, поняв принцип зависимости ритма от равновесия оптических полей межбуквенных пробелов, свободно справляются с этой задачей, доверяя только глазу, и никогда не прибегают к математическому расчету, экономя время и нервы.

Иногда в продукции полиграфии, особенно в газетах, обнаруживается нарушение ритма заголовков из-за неравновесия оптических полей межбуквенных пробелов. Казалось бы, что тут давно все рассчитано, механизировано. Однако, если наборщик торопится или недостаточно обращает внимания на межбуквенные пробелы, налицо нарушение ритма, распадение слов на части, неоправданные пустоты в строках. Работа художника шрифта не механична. Если он недоволен найденным ритмом строк и всей композицией еще в эскизе, он не должен приступать к прорисовке самих букв.

Здесь, как в академическом рисунке, нельзя начинать портрет с вырисовывания глаза или уха, не найдя первоначально объемно-пространственного решения самой головы. От целого-к частностям!

Таким целым в шрифтовой работе и является общая композиция с верно найденным ритмическим строем, который во многом зависит от равномерной расстановки букв, равновесия оптических полей межбуквенных пробелов.

Итак, ритм в строке создается чередованием оптических полей самих букв и межбуквенных пробелов.

Геометрические поля букв можно условно представить в виде простейших плоскостных фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

Образовавшиеся сложные пятна между контурами фигур и есть те пробелы, которые по площади должны быть выверены. Только в этом случае фигуры будут равно удалены друг от друга. И важнейшая закономерность ритма - зрительное равновесие пробелов - достигнута! Контур букв значительно сложнее по рисунку. Проще дело обстоит с симметричными буквами. Их оптические поля представляют собой приблизительно те фигуры, которые мы рассмотрели выше. У асимметричных букв, открытых и направленных вправо и влево, контур оптических полей более сложный. Встречаясь в словах в самых разнообразных сочетаниях, буквы требуют сбалансированного соседства, чтобы одни не теснили друг друга, другие не отрывались и слова не распадались бы на части.

В шрифтовых плакатах нежелательны переносы в словах. И, как правило, их избегают, создавая следующие композиции: с симметричным расположением слов или строк, "флажком" - с подбивкой вправо или влево "в блок". В последнем варианте часто приходится прибегать к компоновке отдельных слов "вразрядку", увеличивая межбуквенные пробелы на ширину 1-1,5 буквы. Большое увеличение приводит к неоправданным пустотам в композиции, нарушает общий ритмический строй. Такая разрядка в слове требует и соответствующего междустрочного расстояния в композиции, что не всегда возможно, особенно в работе с заданным форматом.

Междубуквенные пробелы в шрифте

Рис. 5

1.Оценка межбуквенных пробелов.

2. Пример механической разметки межбуквенных пробелов без учета различия оптических полей букв и межбуквенных пробелов. Буквы расположены на геометрически равном расстоянии друг от друга.

3. Межбуквенные пробелы зрительно уравновешены. Оптическое равенство их обеспечивает целостность слова, нормальный ритм.

Величина междустрочных расстояний.

Чтобы текст, написанный прописными буквами, хорошо читался, средняя величина междустрочных расстояний, отвечающая принципу удобочитаемости таких композиций, должна составлять 0,5-1,5 высоты буквы. Если текст написан строчными буквами, то междустрочное расстояние должно быть не менее двух высот строчной буквы без учета выносных элементов.

Поскольку выше почти не говорилось об особенностях ритма, создаваемого строчными буквами, и коль скоро мы подошли к этому, то следует сказать, что все вышеизложенные закономерности целиком распространяются и на них.

Отличительными признаками строчных букв являются измененные у некоторых из них графические формы и наличие выносных элементов. Таких букв в нашем алфавите немного: а, б, е, р, у, ф. Остальные представляют собой уменьшенные (но не прямо пропорционально) прописные формы.

Если сравнить шрифты русского алфавита с латинскими, в которых строчные буквы значительно отличаются от прописных, то можно обнаружить заметную разницу в ритмике строк, образуемых строчными буквами этих алфавитов. Ритм, создаваемый русскими буквами, как строчными, так и прописными, более прост за счет преобладания в них прямолинейных элементов и небольшого количества строчных букв с выносными элементами. Такова специфика графики русских букв, сложившаяся исторически. И тем не менее при сравнении ритмического строя, создаваемого печатными строчными буквами, прямыми или наклонными, с ритмом, образуемым нашим современным курсивом, близким рукописным формам, видно, что строчные знаки русского алфавита могут быть в значительной степени дифференцированными, иметь достаточно букв с выносными элементами (примером служат великолепные образцы каллиграфических шрифтов или чуть более строгие курсивы).

В настоящее время мы чаще встречаем строчные в, д, з с выносными элементами. Вполне возможно, что время дополнит их состав. Создавая ритм в композиции, состоящей из строчных букв, художник обязан думать и о влиянии на него выносных элементов. Если в плакате большой текст, междустрочные расстояния следует делать нормальными. В коротких надписях, когда желательно придать им выразительный характер, броскость заголовочного пятна, возможно и сближенное расположение строк и даже слитное. Подобные надписи отличаются цельностью, подчеркивают смысловую неразрывность слов, входящих в надпись. Небольшая потеря удобочитаемости тут вполне допустима, ибо компенсируется монографической выразительностью и декоративностью, которые для столь привычной надписи, читаемой, что называется, с закрытыми глазами, во сто крат ценнее.

Таким образом могут компоноваться любые типы шрифтов. Все зависит от содержания "иллюстрируемой" шрифтом надписи и от цели, которую ставит перед собой художник.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть

Шрифт в дизайне

Курс: Шрифт в дизайне

Вы узнаете тонкости подбора шрифтов в дизайне, разберётесь в лицензиях — и получите новый эффективный рабочий инструмент.

Базовый курс рисования

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

Хотите научиться рисовать? 4 школы рисования для взрослых

Проект Рисуй

Творческая мастерская Марины Трушниковой

Школа рисования Вероники Калачевой

Художественная школа для взрослых Милы Наумовой

Арт маркет Красный карандаш

Подпишитесь на новые статьи

блок Дизайн

блок ИЗО

блок Акварель

Разное

Сайт в социальных сетях

Присоединяйтесь !

Партнеры сайта