Плакат, выполненный шрифтом, должен разборчиво читаться, быть композиционно целостным, привлекать взгляд. Не раз виденная композиция плаката не обратит на себя внимание зрителя и не вызовет у него желания прочесть текст.

Конечно, шрифтовой плакат труднее сделать оригинальным, чем плакат с иллюстрацией, но различные новые приемы компоновки и интересные находки ярких и гармоничных красочных сочетаний возможны и здесь.

Начинающим плакатистам рекомендуется заниматься простейшими текстовыми плакатами.

Длинный пояснительный текст — это для плаката излишний балласт. В наше время, когда у людей и на улице и в помещениях перед глазами сравнительно много материала для чтения, никто не потрудится вникнуть в содержание перегруженного текстом плаката. Текст должен быть коротким и оперативным, продуманным и целесообразным.

Композиции плакатов могут выполняться по двум схемам: симметричной и асимметричной. При построении симметричной композиции строки текста и все другие элементы оформления располагаются по обе стороны от вертикальной оси листа на одинаковом расстоянии. Симметричная композиция может быть и более сложной. Отдельные изобразительные элементы (например, заголовок) сдвигают к одному из краев плаката, при этом для уравновешивания композиции в целом к противоположному его краю переносят другие изображения (например, часть текста). В этом случае не будет строгой симметрии левой и правой частей плаката по конфигурации, но зрительное равновесие этих частей сохранится. В асимметричном плакате композиционное соотношение изобразительных элементов и фона более сложное. Одна сторона может быть зрительно более весомой, чем другая. Выполнить такой плакат способен только опытный мастер, начинающим это не под силу.

Работа над плакатом начинается с разметки полей. Для полно-форматного плаката (например, размером 60X90 см) достаточны поля шириной в 2—2,5 см по бокам и сверху и 3—3,5 см внизу. Обрамленную такими полями площадь листа можно целиком использовать как изобразительный фон и покрыть краской. Между текстом и краем фона оставляются в свою очередь новые поля. Ширина их зависит от длины текста, размеров и жирности букв. При средней длине текста и высоте шрифта в 5—7 см можно ориентироваться на такие размеры полей: сверху и с боков около 4—6 см, снизу около 6—8 см. Если плакат не имеет особого цветового фона, можно рекомендовать поля в 8—10 см сверху и с боков и 12 см снизу.

Продумывая распределение текста на плакате, желательно сделать несколько композиционных набросков на листках величиной с открытку. При этом следует иметь в виду, что более важный и более насыщенный цветом текст (например, заголовок) лучше размещать в верхней половине плакатов. Наиболее зрительно весомую часть не рекомендуется помещать в самый центр или чуть ниже его. В нижней части плаката всегда должно быть больше свободного фона, «воздуха», чем в верхней. Перед рисованием текста на фоне карандашом проводят верхние и нижние линии строк. Если фон маркий и не допускает подчисток резинкой, то всю композицию сначала выполняют на тонкой бумаге, а затем переводят на фон плаката. Расположение строк и букв и размеры последних должны быть строго продуманы и найдены уже на эскизной стадии работы.

В одном плакате обычно нет надобности применять более двух разных шрифтов. Они должны быть близкими по стилю. По размеру шрифты ограничиваются в среднем четырьмя типами. Не следует перегружать плакат и красками. Двух-трех красок, кроме цвета фона, вполне достаточно.

Плакат художника Валентина Варе

Плакат художника Валентина Варе. Таллин, 1961

Примеры шрифтовых плакатов ниже

Обложки к книгам на основе шрифтового плаката ниже


 

Шрифтовая композиция на обложках книг

 

Шрифт-это графически выраженный язык, это воплощенная в знаках мысль.

Виллу Тоотс

 

 

Шрифтовая композиция Виллу Тоотса

Шрифтовая композиция Виллу Тоотса

 

Титульный разворот к книге С. Телингатора

Титульный разворот С. Телингатора

 

Суперобложка к книге сонеты Шекспира художника В. Фаворского

Суперобложка В. Фаворского

 

Обложка И. Бекетова. Обложка И. Билибина к книгам Русский орнамент и Народные русские сказки

Обложка И. Бекетова                                Обложка И. Билибина

 

Суперобложка художника Е. Ганнушкина

Суперобложка Е. Ганнушкина

 

Титульный лист Б. Пожарского к книге Ратоборцы

Титульный лист Б. Пожарского

 

Обложка С. Чехонина к книге Джона Рида

Обложка С. Чехонина

 

Обложка Д. Митрохина к сказкам А. Н Афанасьева

Обложка Д. Митрохина

 

Титульный лист Б. Никифорова к книге В. Костылева Иван Грозный

Титульный лист Б. Никифорова

Базовый курс рисования

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

Шрифтовые плакаты художников 60-х

(из книги Виллу Тоотса "Современный шрифт" 1966 г.

Плакат выставки А.Д. Крюков.

Плакат выставки А.Д. Крюков. Москва, 1961

Плакат к выставке С.М. Пожарский

С.М. Пожарский. Москва, 1957

Витаутас Каушинис. Плакат

Витаутас Каушинис. Вильнюс, 1963

 

Плакат для кинофильма «Конек Горбунок» В. Антипов.

Плакат для кинофильма «Конек Горбунок» В. Антипов. Москва, 1964

Плакат «Выставка искусства шрифта» Виллу Тоотс

Плакат «Выставка искусства шрифта» Виллу Тоотс. Таллин, 1964

Плакат для кинофильма «Красные луга» Романа Числевича.

Плакат для кинофильма «Красные луга» Роман Числевич. Польша.

Пьяретта Россе. Швейцария. Шрифтовой плакат

Пьяретта Россе. Швейцария

Пьяретта Россе. Швейцария. Шрифтовой плакат к выставке

Пьяретта Россе. Швейцария

Йозеф Флейшар. Чехословакия. Шрифтовой плакат

Йозеф Флейшар. Чехословакия

Шрифтовой плакат исполненный в художественной школе города Эссена. ФРГ

Плакат исполнен в художественной школе города Эссена. ФРГ

 

Книга Виллу Тоотса "Современный шрифт"

Скачать

Можете посмотреть на сайте: Общие характеристики шрифтов. Программы для шрифтов

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

Подпишитесь на новые статьи сайта
Ваш e-mail:

Где научиться рисовать?

 Художественная школа для взрослых Милы Наумовой

Мастер-классы и уроки рисования


Базовый курс рисования

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

рисуем пейзажи, натюрморты, животных и флористику.

Посмотреть

Базовый курс рисования