Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом в плакате:

1. четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм шрифтов в плакате;

2. органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шриф­та;

3. зависимость рисунка букв от техники их исполнения;

4. ритм;

5. цветовая гармония;

6. стилевое единство шрифтов в пла­кате;

7. смысловая акцентировка в шрифтовой композиции;

8. целостность, композиционная слажен­ность всего построения.

Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм

Необходимость соблюдения этих принципов объясняется психофизиоло­гическими особенностями человека, проявляемыми в процессе чтения, осо­бенностями человеческого зрения — схватывать глазом одновременно груп­пу букв или даже слов, скоростью опо­знания букв и осмысления слов, т. е. скоростью чтения. Это чрезвычайно важ­ные требования к любому плакатному шрифту.

Четкость определяется контрастом отношения цвета шрифта к цвету фона.

Приведем усредненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость, выведенные экспериментальным путем для дневного освещения. (В таблице со­четание цветов приводится в последова­тельности по ухудшению четкости, а сле­довательно, понижению удобочитаемо­сти шрифта.)

отношения цвета шрифта к цвету фона

Ясность шрифта подразумевает быст­рую узнаваемость букв, оправданную простоту их графики.

Удобочитаемость шрифта

Удобочитаемость — это общая оцен­ка пригодности шрифта. Любой шрифт должен без искажений передавать содержание текста. Рассмотрим некото­рые условия обеспечения удобочита­емости.

1. Индивидуальность графем каждой буквы

 Индивидуальность графем  букв

На примере  видно, что средние графемы букв O, Н, К хорошо отличаются друг от друга. Крайняя левая «О» сразу даже не читается как буква, правые «К» стали схожи с «Н», хуже опо­знаются, а на некотором удалении от зрителя почти теряют различие с «Н».

Таким образом, говоря о простоте графических форм букв, следует пом­нить, что не всякая простота является рациональной. Можно придать буквам наипростейшие формы, но от этого они еще не будут легкочитаемыми. Только те формы могут удовлетворить первое условие удобочитаемости, которые сочетают простоту с дифференцированностью, то есть с максимальным разли­чием в графике букв.

2. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета

Соразмерность толщи­ны основного штриха и внутри буквенного просвета

Соразмерность толщи­ны основного штриха и внутри буквенного просвета. Перевод шрифта светлого начертания в полужирное. Особое внимание следует уделять изменению наклонных, округлых и соеди­нительных штрихов в буквах.

 

Шрифт светлого начертания имеет соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета в шрифтах типа гуманистической антиквы 1:6, в шрифтах рубленых — 1:4. Полужирные шрифты имеют соотношение 1:2, жир­ные — 1:1. Сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость шрифта.

3. Оптимальность межбуквенных про­белов

Влияние межбуквенных пробелов на удобочитаемость шрифта.

Влияние межбуквенных пробелов на удобочитаемость шрифта.

 

Чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов.

Приводя пример современного реше­ния шрифта с максимально сближенным расположением букв, оговоримся, что для короткой надписи такой прием впол­не пригоден, так как придает строке некую острохарактерность. Но нецелесообразно применять его везде, и тем более в тексте.

4. Пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте

Пропорциональность отношения ширины и высоты букв

Пропорциональность отношения ширины и высоты букв: сверхузкий, узкий (1:2), нормальный (4:5), широкий (1:1), сверхширокий.

 

Это соотношение в различных шриф­тах неодинаково: в среднем принято для узкого 1:2, для нормального — 4:5, для широкого — 1:1.

Читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких.

5. Контрастность основных и допол­нительных штрихов

Контрастность основных и дополнительных штрихов в шрифтах различных рисунков

Контрастность основных и дополнительных штрихов в шрифтах различных рисунков.

В шрифтах с геометрически равной толщиной штрихов горизонтальные штри­хи всегда кажутся толще вертикальных, что придает шрифту некоторое беспо­койство, неуравновешенность. Умеренный контраст штрихов шрифта антиквы обеспечивает хорошую удобо­читаемость. В длинных текстах сильный контраст штрихов утомляет зре­ние, в коротких, напротив, может повы­шать удобочитаемость (шрифт типа но­вой антиквы). В отдельных слу­чаях, например в трафаретном варианте, соединительные штрихи вооб­ще могут быть опущены.

6. Размер шрифта, определяемый форматом плаката, а также расстоянием между объектом — носителем шрифта и зрителем

К этому следует добавить, что на удобочитаемость оказывают влияние: характер засечек и концевых элементов шрифта, левый наклон букв или слишком сильный наклон вправо (желателен на­клон не более 75—80° к линии строки), композиция, текстовая нагруженность, изобразительные элементы плаката, степень освещенности и даже окружение, попадающее в поле зрения одновремен­но с плакатом.

Перечисленные условия являются общими и составляют основу профес­сиональной грамоты. Каждый же отдель­ный случай решения шрифтового плаката требует осознанного подчинения общим правилам, а не слепого повиновения ка­ким бы то ни было рецептам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть

Смотрите также:

Шрифты плакатным пером

Шрифт в дизайне

Курс: Шрифт в дизайне

Вы узнаете тонкости подбора шрифтов в дизайне, разберётесь в лицензиях — и получите новый эффективный рабочий инструмент.

Базовый курс рисования

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

Хотите научиться рисовать? 4 школы рисования для взрослых

Проект Рисуй

Творческая мастерская Марины Трушниковой

Школа рисования Вероники Калачевой

Художественная школа для взрослых Милы Наумовой

Арт маркет Красный карандаш

Подпишитесь на новые статьи

блок Дизайн

блок ИЗО

блок Акварель

Разное

Сайт в социальных сетях

Присоединяйтесь !

Партнеры сайта