Два цвета, расположенные рядом, взаимодействуют друг с другом и соответственно меняют наше восприятие. Эффект этого взаимодействия называется одновременным контрастом.
Поскольку мы редко видим цвета в изоляции, одновременный контраст влияет на наше чувство цвета, который мы видим. Например, красные и синие цветочные клумбы в саду изменяются там, где они граничат друг с другом: синий цвет выглядит зеленым а красный, оранжевым. Реальные цвета не изменяются; меняется только наше восприятие их.
Equinox , Ганс Гофман, 1958.
Обратите внимание, как контрастные цвета создают энергичные формы, которые Ганс Гофман называет «push and pull».
Одновременный контраст наиболее интенсивен, когда два цвета являются дополнительными цветами. Дополнительные цвета - пары цветов, диаметрально противоположные по цветовому кругу: как видно из цветового круга Ньютона, красного и зеленого, синего и желтого. Желтый дополняет синий; смешанные желтые и синие цвета генерируют белый свет.
Цветовой круг Ньютона
Импрессионистский интерес к цвету и свету частично зависит от исследований таких ученых, как Мишель Эжен Шеврёль. В частности, идея импрессионистов сводится к тому, что объект любого заданного цвета будет отбрасывать тень с оттенком его дополнительного цвета и тонировки соседних цветов. Эта теория уже была известна более ранним художникам, например, Эжену Делакруа. Основной цвет, такой как красный, имеет зеленый в качестве дополнительного. Точно так же синий цвет имеет дополнительным оранжевый, желтый - фиолетовый.
Художники всегда изучали эффекты сопоставления дополнительных цветов, даже не понимая их в нейрофизиологических терминов. Немногие художники использовали дополнительные цвета, в их числе и Винсент Ван Гог (1853-1890). Обе его работы были написаны в Арле в 1888 году.
Желтые и синие цвета подчеркивают друг друга в картине «Терраса кафе на площади Форум в Арле ночью», 1888 год.
Красный и зеленый акцентируют друг с другом в «Ночном кафе» Ван Гога. Картина была написана в том же месяце, что и «Терраса кафе на площади Форум в Арле ночью».
Наше ощущение наиболее полно, когда две крайности сопоставляются друг с другом. «Ночное кафе» Ван Гога представляет собой цвета, которые называются «теплыми» и обычно связаны с такими ощущениями и эмоциями, как энергия, радость, любовь и праздник. В письме к своему брату Тео Ван Гогу он считает свою работу «... одной из самых уродливых (картин), которые я сделал ... Я попытался выразить страшные страсти человечества посредством красного и зеленого». Используя цвет таким способом, Ван Гог использует психологические способности цветов возбуждать эмоции, здесь умышленно создается неприятное ощущение для зрителя. В отличии от Ван Гога, у Пикассо с его «Голубым периодом» картины вызывают эмоции, которые чаще ассоциируются с «холодными» цветами, такими как грусть и тоска.
Есть повод подумать! Какие еще элементы в картине «Ночного кафе» как по цвету, так и по манере живописи передают атмосферу неприятного места, куда большинство людей отправляется за наслаждением? Тем не менее: другая картина: «Терраса кафе на площади Форум в Арле ночью» не имеет такого эффекта, несмотря на то, что синий является преобладающим цветом?
Одновременный контраст применяется не только к зрению, но и к ощущениям прикосновения и вкуса. Ныряние из сауны в холодный бассейн подчеркивает холодность воды. Употребление апельсинового сока после еды блинов и сладкого сиропа подчеркивает кислотность сока.