Зарисовки бытовых предметов
Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее доступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных положениях, с разных точек зрения.
Следует также делать наброски групп предметов, объединенных общим смыслом (натюрмортов).
Необходимым этапом в учебной работе является изучение рисунка драпировки, зависимости формы складок от определенного расположения материала. Ткань может быть накинута одним концом на предмет мебели, другой может свисать или быть зацепленным за что-либо и образовывать разнообразные изломы крупных складок. Вначале ткань лучше выбирать без узоров, гладкую, что позволит воспринимать форму складок более обобщенно. Первые зарисовки рекомендуется делать при контрастном вечернем освещении, которое будет четко выявлять форму. Очень определенные по форме складки дает обыкновенный холст.
Усложняя задачу, необходимо сделать зарисовки одежды, например, положенного на стул платья, декоративной ткани и т. п.
Даже в кратковременной зарисовке, передавая особенности складок, следует все время чувствовать форму, на которой расположена ткань, а также уметь выделить из множества складок наиболее характерные по своей форме.
Навыки, полученные в подобных зарисовках, принесут пользу в работе и над композиционными заданиями как сюжетного, так и декоративного характера.
Большое значение придавал рисунку драпировки и ее связи с той формой, на которой она находится, Александр Иванов. Доказательством этого служат его многочисленные зарисовки и этюды к картине «Явление Христа народу».
С большим мастерством в передаче складок решал форму ткани М. А. Врубель, что видно в таких его зарисовках, как, например, «Кровать» из цикла «Бессонница».
Наброски интерьера
Наброски интерьера и его элементов развивают чувство перспективы, глазомер в определении пропорций различных предметов обстановки, позволяют усвоить определенные стилевые особенности архитектуры.
В кратковременном рисунке, изображающем даже небольшую часть помещения, надо учитывать законы перспективного сокращения плоскостей, стремиться лаконично выразить характер отдельных форм и передать глубину помещения.
Зарисовка интерьера в альбоме бывает незаменима, например, при посещении какого-либо архитектурного памятника, музея, места исторического события, когда нет возможности сделать длительный рисунок.
Художнику, работающему над сюжетной композицией, часто приходится делать множество быстрых лаконичных зарисовок соответствующего теме интерьера, чтобы найти наиболее отвечающий его замыслу определенный мотив.
Образное восприятие характерного внутреннего вида помещения, его органической связи с находящимися там людьми способно иногда развить воображение художника и натолкнуть его на определенный сюжетный замысел. Большой интерес представляет рассказ В. И. Сурикова о возникновении замысла картины «Меншиков в Березове». «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню, в Перерву. В избушке нищенской я, жена с детьми. В избушке тесно было. И выйти нельзя — дождь. Здесь вот мне и думалось, кто же это так вот в низкой избе сидел. И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... Меншиков. Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл, сейчас кинулся назад в Перерву...»
По характеру интерьера мы узнаем о бытовом укладе, об образе жизни людей в различные эпохи. Зарисовки интерьера и его отдельных частей расширяют наш кругозор, развивают образность мышления и создают своеобразный архивный материал, который принесет несомненную пользу в работе над жанровой композицией при создании, например, эскизов оформления спектакля самодеятельности или в работе над книжной иллюстрацией, рисуя интерьер, обстановку, необходимо чувствовать за всеми вещами их обитателя, человека.
Даже небольшой набросок способен выразить в остроподмеченных элементах интерьера определенное действие, без изображения человека.
О том, как умело использовали интерьер многие выдающиеся художники, лучше всего говорят их произведения. Вспомним хотя бы такие полотна, как «Свежий кавалер» и «Анкор, еще Анкор!» П. А. Федотова, «Иван Грозный и сын его Иван» и «Не ждали» И. Е. Репина.
Зарисовки пейзажей
Работа над рисунком пейзажа может состоять из набросков различных мотивов городского или сельского пейзажа и из зарисовок отдельных его элементов, например, деревьев, домов, земли, облаков и т. п.
Рисунок пейзажа, даже самый кратковременный, требует знаний правил линейной и воздушной перспективы, умения находить пропорции, определять масштабы и выявлять в изображаемом наиболее существенное.
Работая над зарисовкой отдельного элемента пейзажа, например дерева, нужно хорошо понять связь его конструктивной основы — ствола с ветвями, определить расположение листвы. Каждое дерево — ель, ива, береза, сосна и т. д. — имеет свой характер, свою форму, рисуя крону дерева, необходимо передавать ее трехмерность, при изображении сучьев учитывать разницу в трактовке ветки, идущей на нас, то есть находящейся в сильном сокращении, и ветки, находящейся по отношению к рисующему в развернутом положении.
Зоркий глаз художника в самом непримечательном может найти интересный мотив природы, сочетание различных тонов, пластическое взаимоотношение форм деревьев или тональное различие в освещенности того или иного участка природы и т. п.
Рекомендуется делать наброски пейзажа и попутно с выездом на этюды, захватив для этого блокнот и карандаш. Закончив живописный этюд на природе, за городом, можно сделать несколько зарисовок окружающих мотивов, изобразив, например, характерное по форме дерево, часть берега, стог сена, или, если окажется невдалеке стадо, сделать набросок животных; все это без фона или в связи с определенным мотивом природы. В некоторых случаях полезно ставить задачу передать определенное состояние природы. Подмеченный и запечатленный в наброске элемент пейзажа, характеризующий наш сегодняшний день, в дальнейшем может привести к образному композиционному решению в живописи или графике.
Объектом для наброска в городском пейзаже может служить часть улицы с движущимся транспортом и уходящими в перспективу домами или аллея парка. Большой интерес представляет зарисовка памятников архитектуры и их отдельных декоративных элементов, отражающих особенности стиля. Очень полезна может быть зарисовка строительства с изображением кранов и другой техники.
Такие наброски закрепляют знания по наглядной перспективе, тренируют глаз в определении пропорций крупных форм и масштабных соотношений.
Если в набросок городского мотива включены группы людей, то необходимо стараться увидеть натуру обобщенно, изображая фигуру, не упускать характер основной массы, ее силуэт, улица полна движения; чтобы передать его, нужно использовать возможности наброска, позволяющего обобщенно зафиксировать тот или иной жизненный момент. При этом каждый раз надо ставить определенную задачу. Рассматривая известные рисунки И. Е. Репина «На Невском проспекте» и «Набережная большого города», мы видим, что в первом рисунке художник стремился передать жизнь Невского проспекта. Обобщенно, но в то же время разнообразно, при помощи тональных отношений светлых и темных масс переданы им группы движущихся людей. Второй рисунок решен очень скупыми средствами, без введения тона. Очевидно, здесь автор хотел передать лишь самое общее впечатление от увиденного мотива.
И. Е. Репин. На Невском проспекте
Выдающиеся мастера пейзажа часто использовали наброски в качестве исходного материала для своих больших произведений. Так, на последней выставке произведений И. И. Левитана экспонировались небольшие по размеру наброски, в которых ясно видны замыслы его известных полотен.
В беглых карандашных набросках (из альбома 1890 — 1895 гг.) запечатлены мотивы, характеризующие его картины «Вечерний звон», «Тихая обитель». В наброске «Летний вечер» почти полностью определен мотив его одноименной картины, изображающей околицу и полосу леса на дальнем плане, озаренную вечерним солнцем. В двух карандашных набросках «На Волге» и «У берега» явно чувствуются натурные поиски для полотна «Свежий ветер. Волга». То же можно сказать и о наброске «Перед грозой» к картине «Над вечным покоем» и многих других рисунках.
И. И. Левитан. Набросок из альбома
И. И. Левитан. На Волге. Набросок
И. И. Левитан. Деревья на опушке леса
Для рисунков И. И. Левитана характерно большое разнообразие приемов и графических средств. Так, в зарисовке старого дерева ствол вылеплен очень детально и точно, набросок здесь играет скорее познавательную, служебную роль, является упражнением в изучении характера одной из форм природы, в то время как другой рисунок, выполненный черной акварелью и пером, говорит о стремлении художника отразить определенное состояние природы и достичь образности мотива при довольно обобщенной трактовке форм.
Наброски животных
Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характерные особенности. Ограниченное время, которое отводится для таких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания рисующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого животного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, позволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.