Из всех видов краткосрочного рисунка наброски людей имеют в практике художника наибольшее значение.
Работа над набросками человека является основной частью всего процесса обучения рисунку. Она помогает решать ряд учебных задач в длительных рисунках головы и фигуры человека, способствует изучению живой формы, расширяет кругозор.
Упражнения в набросках способствуют приобретению умения выбрать и зарисовать наиболее характерное, типичное, добиваясь в рисунке передачи глубокого внутреннего содержания натуры, будь то зарисовка головы или фигуры в целом.
Наброски и зарисовки чаще всего делаются небольшого размера, поэтому работа над наброском человека развивает умение оперировать масштабными соотношениями, тренирует в определении «на глаз» пропорций фигуры.
Работа над наброском фигуры
Работу над наброском фигуры следует проводить в домашних условиях и в процессе выполнения учебного рисунка. Набросок может быть выполнен перед началом длительного задания с целью помочь уяснить строение «большой формы», или в конце его для закрепления пройденного.
Чтобы лучше представить себе те части формы, которые не видны с выбранного для длительного рисунка места, полезно сделать наброски с другого места.
Набросок, выполненный в конце задания, должен отличаться уже большей уверенностью и лаконичностью в передаче натуры.
Полезно сделать набросок по памяти, он закрепит полученное представление о характере живой формы.
Такие наброски должны стать постоянными упражнениями в построении фигуры. Это разовьет умение конструктивно подходить к изображению живой формы на основе анатомических знаний.
Первые наброски рекомендуется делать со стоящей одетой фигуры, находящейся в спокойной, определенной позе, с ясно выраженным положением корпуса к опорной плоскости ног. Продолжительность каждого наброска — 15--20 минут. Следует сделать наброски с разных точек зрения по отношению к натуре.
Учебная работа. Набросок школьника
Рисуя фигуру, необходимо в первую очередь определить отношение корпуса к опорной плоскости ног. Для этого мысленно проводят вертикальную линию от внутренней лодыжки ноги, несущей нагрузку, вверх, по отношению к ней и определяют положение остальных частей фигуры.
В зарисовке сидящей фигуры нужно определить отношение направления торса к опорной плоскости, то есть к тазовой и бедренным частям, наметив одновременно сидение стула.
Учебная работа. Набросок
В таком наброске надо учитывать сокращение бедренной части ног, в том случае, если натура изображается анфас или в полуобороте. Очень показательным является воспроизводимый здесь рисунок В. А. Серова, изображающий сидящую фигуру; в нем хорошо передана взаимосвязь форм тела.
В. А. Серов. Набросок сидящей фигуры
Выполняя зарисовки, необходимо учитывать, что при общем анатомическом строении все люди сильно отличаются друг от друга. Поэтому следует выявлять индивидуальные особенности фигуры. В кратковременном рисунке не нужно останавливаться на мелких подробностях, важно передать самое существенное в изображаемом человеке, находящемся в том или ином состоянии, разумеется, что степень законченности кратковременного рисунка зависит от поставленной задачи, а также от времени, которое дается на его выполнение.
Складки одежды в наброске нужно передавать только основные, характеризующие ту форму, на которой они находятся, и подчеркивающие движение. В таких набросках необходимо постоянно развивать целостность видения, то есть умение воспринимать всю натуру сразу, целиком, что очень существенно и в работе над длительным рисунком.
Рекомендуется использовать каждую возможность практиковаться в набросках человека, находящегося в разнообразных движениях и за самыми различными занятиями, на отдыхе, в труде, в спорте и т. д.
Наброски, сделанные, например, во время производственного процесса, должны запечатлеть наиболее характерные особенности того или иного положения фигуры, соответствующие специфике профессии, а также передать отношение человека к труду. Такие наброски могут быть предельно лаконичны и скупы в графических средствах передачи фигуры.
Наброски обнаженной фигуры приходится выполнять в стенах мастерской параллельно с длительным рисунком обнаженной модели. Но необходимо делать такие наброски и самостоятельно. Зарисовки фигур на спортивной площадке или на пляже послужат хорошим упражнением, а ограниченность во времени активизирует внимание на самое характерное в пластике живой формы.
Приступая к первым наброскам обнаженной фигуры, следует сразу же определить пропорции, найти «на глаз» центр тяжести и взаимосвязь основных опорных мест, соответствующих положению яремной ямки, сосков груди, пупка, лобкового сочленения, плечевых, локтевых и запястных суставов, а также коленных и голеностопных суставов, рисуя живую форму, нужно избегать механического засечения точек по вертикалям и горизонталям, необходимо находить между опорными точками внутреннюю анатомическую связь.
«Все вязать в себе» (имея в виду внутри), — учил П. П. Чистяков, то есть не сковывая себя положением случайных краевых точек, которые перемещаются в зависимости от положения натурщика, а ориентируясь прежде всего на основные опорные точки. Чтобы определить пластический характер позы, нужно мысленно уяснить отношение направлений линии плечевого пояса к линии тазового пояса в зависимости от положения центра тяжести. При этом следует помнить, что при положении фигуры, стоящей с опорой на обе ноги, линия таза, проходящая по вертикальному краю подвздошных костей, находится в горизонтальном положении, а при центре тяжести, падающем на одну ногу, таз наклоняется в сторону ноги, освобожденной от нагрузки.
Рисуя фигуру спереди, определяют направление срединной линии, при рисунке со спины — такой линией будет линии позвоночника, благодаря подвижности которого тазовый и плечевой пояса могут находиться в различных положениях.
Разумеется, что в дальнейших набросках работа будет идти без вспомогательных средств в определении строения фигуры.
В наброске должна быть свободно и уверенно передана живая форма.
Выражая при помощи основных тональных отношений ту или иную форму, не следует трактовать ее обособленно; нужно видеть большую общую форму.
На учебных занятиях нет возможности изучить в длительном рисунке пластическое многообразие положений фигуры человека. Поэтому следует в какой-то мере восполнять это путем самостоятельной работы над зарисовками. Полученные знания и навыки в изображении пластики человеческого тела будут иметь большое значение в работе над изображением человека в сюжетных композициях.
«Сперва нужно приучить все заимствовать от натуры, — говорил Чистяков, — потом, понабравшись довольно, стараться подчинить себе натуру».
Имея опыт рисования стоящей и сидящей натуры в спокойном положении, можно перейти к упражнениям в набросках обнаженной мужской фигуры, находящейся в различных поворотах.
Несомненную пользу принесут наброски фигуры, стоящей в усложненном повороте, здесь важно проследить направление основной средней линии торса, идущей от головы до лобкового сочленения и образующей в этой позе изгиб. В рисунке спины интересно проследить изгиб позвоночника. Примером такой позы может служить поворот Kocца в начале очередного взмаха косы.
Наброски обнаженной фигуры, находящейся в сложном ракурсе, помогут закрепить знания в передаче построения перспективного рисунка живой формы. Необходимо принимать во внимание, что одни поверхности, уходящие в глубину, мы видим в сильном сокращении, в то время как другие, расположенные фронтально, сохраняют для нашего глаза свою действительную величину. Передавая перспективное сокращение живой формы, полезно учитывать правила построения перспективы геометрических тел.
Натуру для таких набросков располагают, например, полулежа, наискось к рисующему, основное направление форм идет в глубину за картинную плоскость. В одной позе натурщика к нам будет ближе голова с плечевым поясом, в другой позе — ноги. Натура должна быть достаточно удалена от рисующего, в противном случае рисунок будет иметь искаженные пропорции. В таких зарисовках следует выявить конструкцию, дать пластическую вязку основных форм, находящихся в ракурсах по отношению к рисующему.
Рекомендуется также делать наброски обнаженной мужской фигуры, находящейся в сильном движении, например, в момент поднятия тяжести и т. д. В этих случаях нужно передать отношение торса к опорной плоскости, напряженность основных мышц, характеризующих данное движение.
Необходимо практиковаться и в набросках постановки, состоящей из двух обнаженных мужских фигур, уделяя основное внимание пластической взаимосвязи.
Краткосрочный рисунок головы
Как и в работе над фигурой, зарисовки головы полезно делать в начале и в конце самостоятельного выполнения длительного учебного рисунка. В таких зарисовках основной задачей будет выяснение формы головы данной натуры в том или ином повороте. Особенно своевременны такие зарисовки в начале учебного рисунка головы.
Краткосрочные рисунки головы могут быть крупного размера, но значительно меньше натуры.
Приступая к работе над первыми зарисовками головы, определяют общую форму и ее пропорции.
Слегка намечают вспомогательные линии построения, основными из которых являются пересекающиеся под прямым углом срединная профильная и проходящая через переносицу. Полученная крестовина наметит поворот головы. Затем выясняют местоположение всех частей головы.
В краткосрочном рисунке важно усвоить и передать характер строения живой формы натуры, находящейся в определенном повороте, имея полное представление о местоположении тех частей головы, которые с данного места не видны. С помощью основных светотеневых отношений выявляют характерную форму головы.
Учебная работа. Краткосрочный рисунок головы
Наряду с такой зарисовкой рекомендуется в конце длительного рисунка выполнять небольшой рисунок по памяти.
Необходимо делать зарисовки головы, находящейся в различных поворотах и наклонах. В этих зарисовках нужно проследить построение перспективы различных поверхностей и их изменения в зависимости от избранных точек зрения.
Рисуя голову в профиль, учащиеся иногда забывают, что она может иметь наклон вправо и влево, что вызовет определенное положение сокращающихся поверхностей формы. При рисовании опущенной вниз или запрокинутой вверх головы лицевая часть будет изображаться сильно сокращенной по вертикали, а горизонтальные линии построения примут округлую форму.
Некоторые зарисовки голов в ракурсах, проводимые в качестве учебного упражнения, могут быть очень схематичны, решая задачу построения перспективного сокращения при определенном положении натуры.
Первые зарисовки рекомендуется делать продолжительностью не более чем по 20 минут, а в дальнейшем — по 5 —10 минут.
Эти учебные зарисовки дадут возможность более уверенно выполнять портретные наброски людей с самыми различными характерами, индивидуальными особенностями, находящихся в определенном окружении (смотрите наброски А. А. Иванова, В. И. Сурикова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, воспроизведенные здесь).
А. А. Иванов. Рисунки головы (для картины "Явление Христа народу")
В. И. Суриков. Голова странника
М. А. Врубель. Зарисовка женской головы
Зарисовки людей в группах
Этот вид наброска является наиболее сложным. Здесь требуется сопоставить несколько разных по характеру фигур, определить их перспективное и масштабное согласование, суметь сохранить пластическое единство изображаемого и, наконец, передать сюжетную взаимосвязь группы людей.
Именно этот комплекс задач и делает такие зарисовки чрезвычайно нужными для развития определенных композиционных навыков, создает запас жизненных наблюдений, которые могут явиться исходным моментом в создании жанровой композиции.
Вначале лучше зарисовывать две фигуры, имеющие довольно определенные, простые позы. Одна из фигур, например, стоит, другая сидит рядом, обе объединены одним занятием, например, рассматриванием какого-нибудь предмета.
Усложняя постепенно задачи группового наброска, надо больше внимания уделять жизненной и непосредственной передаче натуры.
В зарисовках группы, состоящей из нескольких фигур, находящихся за каким-либо занятием, не надо обособленно перечислять их, так как это приводит к потере цельности восприятия всей группы, общего силуэта, к утрате объединяющего изображенных людей сюжетного мотива.
Работы выдающихся мастеров показывают, насколько важно уметь в кратковременном рисунке уловить взаимосвязь фигур, передав суть изображенной сцены. Большой интерес представляют зарисовки М. А. Врубеля, сделанные им в последние годы жизни.
М. А. Врубель. Обдумывает ход
Обобщенностью передачи формы и остротой характеристики людей отличаются его наброски группы играющих в карты и шахматы. Никто из участников не позирует, тонко подмечена манера людей сидеть на диване, на стуле, а также их отношение к общему занятию. Таковы рисунки «Вечером за картами», «Момент игры», «Обдумывает ход» и другие, где тональное решение сохраняет общность группы, убедительно передает характер наиболее крупных форм и условия вечернего освещения. Лица играющих трактованы чрезвычайно обобщенно, и в то же время каждое из них очень выразительно.
Если требуется изобразить сложные группы людей, находящихся друг от друга на известном удалении в глубину, нужно учитывать перспективное сокращение фигур, а тональное решение, даже самое скупое, надо направить на выявление пространственного положения фигур. Примером решения этой задачи могут служить групповые наброски И. Е. Репина «У Доминика», «За чтением», «В мастерской», изображающие группы людей, находящихся в интерьере.
И. Е. Репин. В мастерской
Рекомендуется делать групповые наброски по памяти, устанавливая в них пластическую взаимосвязь фигур и отношение изображаемых людей к определенному сюжетному моменту.