Живопись - художественное изображение, созданное средствами цветных материалов. Живопись - один из важнейших видов изобразительного искусства, где задачи образного отражения, истолкования и познания явления или предметов решаются цветом, неразрывно связанным с рисунком.
Рисунок - изображение, созданное средствами графики и может выполнять как самостоятельное по значению произведение либо служить вспомогательные этапом для создания живописных, скульптурных или архитектурных работ. Рисунок представляет собой одну из наиболее естественных, непосредственных и доступных форм самовыражения художника.Независимо от природы и используемых художником средств рисунок неизменно лежит в их основе.
Живопись
Акварель
Акварель представляет собой прозрачные краски, которые наносятся тонкими слоями на картон или бумагу белого цвета. Просвечивая белая бумага играет роль белил. Особенностью акварельной живописи является прозрачность применяемых водяных красок, их легкая смываемость с основания, возможность получения интенсивных, ярких цветов. Акварель использовали художники разных стран и времен, с ее помощью передавая тончайшие нюансы цвета и тона натуры, световоздушной среды.
Название акварельных красок происходит от латинского слова aqua - вода. Однако вода в акварельной живописи является только разбавителем. Краски изготавливают из светопрочных пигментов и связующих веществ.
Связующее вещество для акварельных красок подбирают с определенными свойствами - вещество должно быть прозрачным и не должно влиять на чистоту цвета. Качественные краски ложатся на бумагу очень тонким, ровным слоем, без различных пятен и точек. Основным требованием к пигментам входящих в состав акварельных красок, является только то, что они должны быть достаточно тонко измельчены.
Известно, что акварель использовалась еще в Древнем Египте, выполняя изображения на папирусе. В средние века акварельными миниатюрами украшали рукописные книги. В эпоху Возрождения акварелью пользовались итальянские и немецкие художники. В это время акварельную технику использовали в пейзажной живописи, в портрете, в произведениях бытового жанра.
Произведения исполненные техникой акварели, встречаются в древнерусских рукописях X-XII вв. Особое развитие акварельная живопись в России получила в XIX веке.
Технику акварельной живописи использовали такие мастера, как Альбрехт Дюрер, Якоб Иорданс, Дж.Констебл, У.Тернер, Шарле, о.Домье, П.Гаварни, из русских художников применяли - А.Иванов, В.Васнецов, В.Суриков, В.Серов, И.Репин, М.Врубель, П.Корин и многие другие.
Гуашь
Гуашь состоит из тонко размельченного пигмента и связующего - гуммиарабика, в который вводят сахарный сироп. Вместо гуммиарабика иногда применяют животный клей, а для дешевых сортов - декстрин. Для придания гуаши кроющей способности в нее добавляют белила, из-за чего после высыхания гуашь светлеет.
Для разбавления гуашевых красок используют воду. Разбавляют краски до сметаннообразной массы. Но применяя большое количество воды есть опасность, что красочный слой получиться прозрачным, быстро высветлится, потрескается и осыпется. При недостатке воды в качестве разбавителя гуаши, красочный слой получится клеевым и блестящим.
Гуашевые краски можно использовать не только на бумаге, но и на грунтовом холсте, ткани, картоне, фанере.
Гуашь высыхает довольно быстро при температуре 16-20 градусов, высыхание происходит в течении часа. Высыхая, краски приобретают матовую, бархатистую поверхность.
Хранить банки с гуашью следует плотно закрытыми. Если краски высохли и стали непригодными для работы, в банки с краской доливают воду или столярный клей. Хранить и транспортировать работы, выполненные гуашью, следует в папках, так как при сворачивании работ может повредится красочный слой.
Темпера
Темпера относят к группе красок, при работе которыми в качестве разбавителя применяют воду, как при работе гуашью и акварелью, но после высыхания темперные краски образуют нерастворимый слой и не может быть смыта водой.
Темперные краски приготовляют из красящего (пигмента) и связующего (эмульсии) веществ различных составов.
Темпера при длительном хранении могут терять свои первоначальные свойства, расслаиваться, загустевать, загнивать, поэтому лучше стараться использовать краски недавнего приготовления.
Основой для темперной живописи могут служить различные материалы: дерево, металл, штукатурка, холст, картон, бумага, фанера, линолеум и др.
Темперная живопись - одна из древнейших видов в искусстве. В основном она используется для написания икон. Также темперные краски используются при работе в смешанной технике вместе с масляными красками.
Масло
Масляные краски производятся из пигментов, перетертых в высыхающем или полувысыхающем масле, таком, как льняное или ореховое масла. Перетертые в масле пигменты имеют особые свойства глубины и цвета и могут использоваться в различных техниках. Краски могут быть применены как в прозрачном, так и в непрозрачном видах живописи, включают методику работы "по сырому", а также методы постепенного выстраивания картины слой за слоем.
Масляная краска наносится в виде тонких, прозрачных лессировок или пастозными мазками. Особенность масляных красок в том, что ими можно работать на поверхности довольно долго, до тех пор пока они сохраняют влажность. При помощи этого свойства можно создавать мягкие переходы из одного тона в другой. Кроме этого, масляная краска идеально подходит для работы на пленэре - краска не меняет свой цвет после высыхания.
Краски, перетертые на масле, стали широко использоваться в Венеции в течении 15 века, а уже в начале 16 века они стали общепризнанным материалом для станковой живописи во всей Италии и в других странах Европы.
Для работы масляными красками в основном используют щетинные кисти, но и мягкие, обычно колонковые, часто применяются художниками работающими маслом. Щетинные кисти используют для распределения по поверхности основы вязких, густых красок. Особенно на широких участках. Мягкие кисти используют при работе, разведенными до прозрачного состояния, красками. Применяются для для выполнения работ небольших размеров.
Пастозная техника ("impasto") заключается в нанесении краски очень плотными и густыми мазками, которые видны на поверхности работы и создают очевидный фактурный эффект.
Существует значительная разница между процессом смешивания красок на палитре и произвольным расположением небольших объемов двух-трех красок на кончике кисти перед их нанесением на поверхность холста. Краски смешанные на палитре, образуют смесь равномерного и однородного цвета. Если краски смешиваются произвольно, привносят в работу живые нотки, при этом фактура мазка в виде полос повторяет линии волосков кисти.
При нанесении красок густыми мазками на поверхность влажной краски щетинная кисть должна быть хорошо наполнена. Для того чтобы обеспечить чистоту красок, нужно расположить краску на самом кончике кисти, затем ровным и уверенным движением нанести мазок на влажную краску под небольшим углом к поверхности холста. Для создания цветовых эффектов можно частично смешать влажную краску верхнего слоя с влажной краской верхнего слоя.
Пуантилизм - техника живописи, которая заключается в нанесении на полотно небольших мазков краски чистых цветов в виде точек в непосредственной близости друг от друга. Эти краски смешиваются оптически при рассмотрении картины с определенного расстояния. Этот метод широко использовали художники Сера и Синьяк, создавая необыкновенные эффекты.
Использование мастихина применяется в основном в масляной живописи. Мастихины являются эффективным инструментом для нанесения пятен масляной краски на влажную поверхность картины, оставляя при этом чистой перекрываемую краску. Мастихин придает наносимой краске особую форму в зависимости от конфигураций лезвия и способа нанесения. Используя мастихин мазкам можно придавать геометрическую форму благодаря плоской грани. Имея гибкое стальное лезвие позволяет выполнять более кропотливую работу - нанесение капель и пятен краски на участках деталей, ярких световых эффектов и фактурных тонов.
Метод аля прима в техническом отношении очень эффективен. Его преимущество заключается в том, что все краски на любом участке картины наносятся в течении одного сеанса живописи и в один слой. Данная методика закрепилась в живописи с появлением импрессионистов, которые для более продолжительной работы в качестве связующего применяли полувысыхающие маковое масло.
Рисунок
Графитный карандаш
Наиболее привычным инструментом для рисования является карандаш. Множество его разновидностей позволяет создавать мягкие, бархатистые тона и прорабатывать тонкие линии и детали. Обычный деревянный карандаш состоит из тонкого графитного стержня, вделанного в деревянную оболочку.
Самый чистый и высококачественный графит обладает максимально высоким содержанием углерода. Самые чистые виды (с содержанием 98-99% углерода) поставляется из Шри-Ланки, но места разработки графита существуют повсюду в мире, от Мехико до Кореи. Перед поставкой производителям карандашей, графит измельчается до порошковых частиц очень малых размеров.
Степень твердости или мягкости грифеля карандаша зависит от используемой пропорции глины и графита: чем больше в составе стержня глины, тем он тверже. Глина выполняет две функции: она сохраняет цельность смеси до процесса обжига, а после обжига действует как жесткая цементирующая среда, удерживающая графит на месте.
В зависимости от мягкости или твердости грифеля карандаши классифицируются по школе Н и В. От 9Н до Н (твердые) и от 8В до В (мягкие).
Бывают механические карандаши со сменным грифелем, их преимущество перед деревянными состоит в том, что для них не требуется заточка.
Затачивать карандаши желательно специальным ножом или скальпелем, точилки часто ломают грифель. Кроме того карандаш заточенный скальпелем намного дольше остается острым, чем тот что заточен точилкой.
Цветной и акварельный карандаш
Стержень цветного карандаша состоит из пегментированной восковой глины. От количества содержащегося воска зависит мягкость, чем больше воска, тем мягче карандаш. Отличительной чертой этого материала является возможность создания эффекта оптического смешения цветов. Штрихи наносятся по диагонали на близком расстоянии или накладываются друг на друга с помощью различных техник перекрестного штрихования.
Существенно сделать правильный выбор основы для рисования цветными карандашами: штрих нанесенный на шероховатый лист, значительно отличается от штриха на гладкой бумаге.
С помощью цветных карандашей можно создавать широкий спектр эффектов - от приглушенных, легко тонированных набросков до резких и очень четких рисунков, имеющих полную тональную гамму. Существуют различные способы нанесения краски на поверхность бумаги, используя цветные карандаши.
Акварельные карандаши отличаются от обычных цветных карандашей тем, что можно с помощью мягкой кисти, смоченной водой создать эффект размытого мазка.
Кроме того, акварельные карандаши могут быть использованы в так называемой технике "по влажному" - на поверхность листа аккуратно кисточкой наносится вода, а затем по не высохшему слою рисуют карандашами. При этом рисунок получается размытый и бархатистый.
Так же акварельные карандаши применяют для прорисовки деталей в работе акварельными красками. После того как краска полностью высохла, сверху рисуют карандашами выделяя рисунок или же выполняя мелкие элементы изображения. Нередко акварельные карандаши используют как обычные цветные карандаши, не применяя эффект размывки.
Пастель
Пастель изготавливают из тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих и разбеливающих веществ. Для работы пастелью не используют глянцевые и крупнозернистые сорта бумаги, потому как пастель ложится на них непрочно. Лучшим основанием является бумага или картон с умеренно зернистой, шероховатой, ворсистой поверхностью, плотный холст, замша и др.
При работе пастелью не нужна палитра, необходимые оттенки цвета художник ищет непосредственно на основе, накладывая один цвет на другую или рядом с другим и смешивая их путем растирания или растушевывания.
Нанесение пастели может быть выполнено двумя способами: штриховым и нештриховыми способами. При штриховом способом работа выполняется по принципу рисунка - штрихами разной толщины и длины, иногда мелкими штрихами в сочетании с широкими мазками цвета. Нештриховые способы бывают различны. Цвет может быть нанесен гранями карандашей широкими пастозными или тонкослойными мазками, что позволяет без растушевки добиться мягких переходов цвета.
К нештриховым способам относятся растушевка или размывка цвета волосяной кистью. При работе методом размывке пастель предварительно измельчается в порошок и растирается. Работа выполняется мокрой кистью.
Красочный слой пастели непрочно сцеплен с основанием, его необходимо закреплять различными фиксаторами.