Картина художника Огюста Ренуара "Завтрак гребцов", написанная им в 1881 году изображает групповой портрет, персонажи которого - друзья художника. Среди них художник изобразил свою будущую жену – Алину Шариго. Непринужденная обстановка и случайные, непарадные позы придают картине живость и сиюминутность. Некоторые источники упоминают несколько другое название картины.
Картина "Завтрак гребцов" была написана художником в период 1880-1881 год. Изображенная на полотне терраса ресторана "Фурнез" находиться на островке реки Сена в городке Шату в нескольких километрах от Парижа. Упоминание о картине есть в письме художника к Полю Бернару: "Я сейчас в Шату… и работаю над картиной о гребцах, которая не отпускает меня уже давно".
Картина изображает террасу первого этажа ресторана "Фурнез", с хозяином которой Ренуар был в дружеских и деловых отношениях, о чем свидетельствуют, исполненные художником портреты семьи Фурнез. Сам же ресторан был местом встречи поэтов, актеров, интеллектуалов и любителей гребли.
Персонажей для картины Ренуар написал со своих друзей, приглашая каждого позировать ему на террасе: на переднем плане справа мужчина в белой майке и шляпе – Гюстав Кайбот (художник и коллекционер), напротив него сидит, играя с собачкой – Алина Шариго (натурщица Ренуара и будущая его жена), позади нее также в майке и шляпе – Альфонс Фурнез (сын владельца ресторана), девушка, опирающаяся на балюстраду – Альфонсина Фурнез (дочь владельца ресторана), мужчина, смотрящий на нее, но спиной к зрителям - Рауль Барбье (барон), за его спиной женщина в белой шляпке – Анжель Лего (актриса и певица), мужчина рядом с ней - Антонио Маджиоло (итальянский журналист) и д.р.
Несмотря на ощущение сиюминутности и спонтанности момента, изображенного на картине, Ренуар тщательно работал над композицией на протяжении нескольких месяцев. Благодаря цветовому решению и игре пересекающихся взглядов персонажей, мы видим на картине действие, остановившееся всего на секунду. Кажется, будто в следующий момент персонажи придут в движение, и зритель сможет присоединиться к компании.
В полотне "Завтрак гребцов", Ренуар передал радостную и свободную атмосферу, царящую в компании парижан, отдыхающих за городом на свежем воздухе. Изображая персонажей в естественных и случайных позах, художник доносит до зрителя томную лень выходных дней, проводимых на реке.
Красно-белый полосатый тент в верхней части картины уравновешивает композицию в противовес персонажам, тесно сгруппированным справа. Тщательно прописаны не только главные участники композиции, но и детали проработаны не менее скрупулезно. За зеленью, окружающей террасу, виднеются белые паруса, плывущих по реке лодок. На переднем плане – стол, уместивший остатки завтрака или обеда с бокалами и фруктами, создающими прекрасный натюрморт.
Почти сразу в том же 1881 году "Завтрак гребцов" покупает Дюран-Рюэль и выставляет картину на Седьмой выставке импрессионистов 1882 году. Несмотря на то, что Ренуар был против участия его картины в этой выставке – он хотел ее видеть на выставке в Салоне.
После смерти Дюран-Рюэля картина была продана в 1923 году Дункану Филлипсу, в чем собрании она находится и по сей день.
В некоторых источниках картина "Завтрак гребцов" имеет еще одно название "Плавучий ресторанчик". Ее размеры 129х172 см, холст, масло.