Начнем с записи в дневнике, которую сделал собственноручно художник в 1892 году. Считается, что эта запись свидетельствует о тех чувствах, ощущениях, которые Мунк испытал, и эти его чувства послужили "прообразом" картины "Крик". Как бы там ни было, но есть несколько вариантов этого описания эмоций. Вот они.
"Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу".
"Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик пронзающий природу".
"Я возвращался домой в компании двух близких друзей. Это было время драматического исхода солнца за линию горизонта, когда на меня неизменно находит приступ меланхолии. Я не люблю этого непонятного, неопределенного состояния атмосферы и очень боюсь своего душевного состояния, которое во время заката солнца выходит из-под контроля разума. Друзья прошли вперед, а я остановился, ухватился рукой за балюстраду моста, взглянул вдаль и обмер: над городом и темно-голубым фьордом распростерлись лужи крови и языки пламени. Я дрожал от внезапно нахлынувшего на меня предчувствия близкой трагедии. И вдруг вечернюю тишину разорвал истошный крик — жуткий, наводящий ужас, парализующий... Это был последний крик самоубийцы, бросившегося с моста".
В первых двух вариантах просматривается бесспорное сходство и самое главное - крик пронзающий природу, однако в первом варианте фигурирует забор, тогда в это описание вписывается гулянье по дороге с друзьями. В последнем варианте, скорее всего, имеет место домысел, впрочем, известно, что случаи суицида были нередки в этом роковом месте.
1893 год, пастель, Музей Мунка. 1893 год, масло, Национальный музей в Осло.
1895 год, пастель, Частная коллекция. 1895 год, литография.
Существует несколько вариантов композиции "Крик". Четыре из них картины. Одна картина маслом в Национальной Галерее в Осло. Одна в Музее Мунка, также написанная маслом. Там же находится версия "Крика" в технике пастель. И еще одна пастель в частной коллекции с 2012 года. Остальные варианты - это эстампы, рисунки, эскизы. Исследователи полагают, что Мунк будучи, психически неуравновешенным изображал одну и ту же тему (якобы мучившую его) до тех пор, пока не прошел курс лечения в клинике. Первая попытка, рисунок, в котором уже намечались будущие образы "Крика", назывался "Отчаянье", да и уже окончательная версия тоже будто бы имела это название, однако, вскоре ее все же стали называть нынешним именем.
Колорит изображения крайне соответствует психическому состоянию персонажа: мрачная синева перехватывает этот жуткий крик и эхом его отражает в широком заливе, простирающимся до небес кровавой полосой. Замысловатый ритм волнистых линий придает композиции динамику, а атмосферу картины наполняет страшным предчувствием.
Картина "Крик" считается первым экспрессионистским полотном Мунка.
Вот что писал о картине писатель и друг Мунка Станислав Пшибышевский "Крик"! Невозможно даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы".
Возможно, более яркого описания этой картине нельзя и представить.
Тем не менее, остается загадкой, кем является это бесполое существо, изображенное на переднем плане. Ученые выдвинули версию, что прообразом послужила мумия инка, которую Мунк возможно, видел на всемирной выставке проходившей в Париже в 1889 году. Однако, есть еще одна мумия, которая тоже могла послужить источником вдохновения для норвежского художника. Эта мумия находится во Флорентийском Музее Натуральной Истории. Предполагается, что Мунк путешествовал по Италии и мог побывать и во Флоренции, где и увидел мумию.
Однако, что там мумии. Можно предположить, что художник все-таки хотя бы мог их видеть, а послужили ли они прототипами или нет - это уже другой вопрос. Куда более невероятная догадка, о том, что кричащее существо похоже на инопланетянина, и уже выдвигаются смелые версии о том, что художник общался с представителями внеземных цивилизаций (еще одно, кстати, объяснение слабого психического здоровья Мунка), одного из которых он и изобразил. Впрочем, специалисты настаивают, что изображенный - мужчина, который обезличен, опустошен морально, эмоционально и физически.
Что уже говорить о том, что "Крик" считается обладателем мистического проклятия, которое подтверждается реальными историями. Несколько человек, имевших непосредственный контакт с картиной пали жертвами злого рока. Кто-то сгорел заживо, кто-то попал в ужасную автокатастрофу, а кто-то заболел страшной неизлечимой болезнью.
Но это все фантазии и домыслы, пусть даже и аргументированные. Существуют некоторые неопровержимые факты. Например, исследователи объясняют кроваво-красное небо, составляющее эмоциональную напряженность в картине. Дело в том, что примерно в 1883 году произошло извержение вулкана Кракатау, и вулканический пепел окрасил в красный цвет небо в восточной части США, Европы и Азии. Это небо и вызвало у Мунка те негативные эмоции, которые он и изобразил на полотне.
Но это еще не все. Весь пейзаж картины это реально существующая местность в Осло, откуда традиционно художники писали город. Но мало того, что с этого моста часто скоропостижно завершали свои дни самоубийцы, рядом с мостом, расположено здание. В те времена это была клиника для душевнобольных женщин. Тогда поговаривали, что с моста были слышны крики обитательниц невеселого заведения, в котором, к слову сказать, проходила лечение и сестра художника. Таким образом, это место, которое изображено на картине вызывало у Мунка неприятные ассоциации и чувства.
Можно отметить, что изображение моста, как такового, Мунк использовал не единожды, но в менее эмоционально-негативных сюжетах.
Еще один неутешительный факт - "Крик" считается самой похищаемой картиной в наши дни. В 1994 году один из вариантов был украден и за возвращение картины преступники требовали у норвежского правительства 1 млн. долларов. После удачно проведенной операции правоохранительными органами преступники были задержаны, а "Крик" удалось вернуть целой и невредимой. Последняя кража была совершена в 2004 году и в течении следующих двух лет на возвращение картины уже практически не надеялись и уже высказывались печальные предположения, что "Крик" уничтожили. Однако, чудесным образом картина вернулась на свое законное место, безусловно благодаря сотрудникам правоохранительных органов. С необратимыми повреждениями была все-таки выставлена, впервые после кражи, в 2008 году.
Как бы там ни было, но картина "Крик" остается ярчайшим примером раннего экспрессионистского искусства. 2 мая 2012 года картиной "Крик" был установлен ценовой рекорд официальных торгов. Одна из версий в технике пастель ушла с молотка на аукционе Sotheby's за 119 млн. долларов.