В архитектуре, скульптуре и живописи композиция определяется формой, пусть даже геометрической. Необходимо также понимать, что изобразительное искусство не может быть подчинено математическим правилам и перечисленные формы не являются определениями.
Формы композиции: центрическая, линейно-ленточная, фронтальная, объемная, пространственная, комбинация форм.
Центрическая композиция
У центрической или точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудалено располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно.
Для точечной композиции большое значение имеет формат изобразительного поля. Во многих случаях формат прямо диктует конкретную форму и пропорции изображения или изображением определяется конкретный формат.
Линейно-ленточная композиция
Линейно-ленточная композиция является незамкнутой и динамичной. Элементы изображения и поле не так жестко привязаны друг к другу по абсолютным размерам, главное - вытянутость формата.
В ленточной композиции нередко присутствует один из главных признаков композиции - наличие доминанты, поэтому в ней очень важно выявить главный элемент. В основном линейно-ленточная композиция присутствует в орнаментах, узорах, в которых нередко главный элемент повторяется.
Фронтальная композиция
Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса.
Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Обычно такая композиция открыта.
Объемная композиция
Эта композиционная форма входит в трехмерные виды искусств - скульптуру, керамику, архитектуру. Ее отличие состоит в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах.
Объемная композиция включает в себя новое качество - протяжность во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, являясь промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна.
Пространственная композиция
Пространство формируют архитекторы и в какой-то степени дизайнеры. Взаимодействие объемов и планов, технологии и эстетики, которые используют архитекторы, не является прямой задачей изобразительного искусства, но пространственная композиция становится объектом внимания художника в том случае, если она строится из объемных художественно-декоративных элементов, каким-либо образом расположенных в пространстве.
Нередко путают пространственную композицию как форму с картиной, передающей иллюзию пространства. В картине нет реального пространства, по форме это плоскостная композиция, в которой расположение цветовых пятен последовательно как бы удаляет предметы от зрителя в глубину картины, но само построение изображения идет по всей плоскости.
Комбинация композиционных форм
В реальных конкретных произведениях формы композиции в чистом виде встречаются не всегда, композиция картины или изделия использует элементы и принципы разных форм. Точнее всего отвечает чистой классификации орнамент. Станковая картина, монументальная роспись, сюжетная гравюра, иллюстрация часто не вписываются в геометрически упрощенные формы композиции.