Изобразительное искусство и дизайн
 курс по рисованию
Курс Основы академического рисунка Вероники Калачевой
 Акварель 2.0  АВТОРСКИЙ ОНЛАЙН-КУРС РИСОВАНИЯ  ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОТ ВЕРОНИКИ КАЛАЧЕВОЙ

Студенту петербургской художественной Академии Михаилу Врубелю неслыханно повезло, с легкой руки преподавателя Чистякова молодого художника пригласили в реставраторы Кирилловской церкви в Киеве. Взявшись серьезно за работу, Врубель изучал каноны древних фресок, по много часов работал над росписью, забывая порой передохнуть и поесть.

Руководителем реставрационных работ был Адриан Прахов в свой дом он любил приглашать творческих людей, среди которых был и Михаил Врубель. Он часто делал наброски в их доме, изображая в основном Эмилию Прахову — жену Адриана. У многих сложилось тогда впечатление, что между художником и Эмилией «чувства». Но судя по всему «чувство» было одно у Врубеля и совершенно не взаимное.

Врубель. Богоматерь с младенцем 1885

«Богоматерь» Врубеля — это не та целомудренная скромница, изображенная на полотнах мастеров Ренессанса, не спускающая глаз с младенца, полная чистоты и святости. Нет это не она. Ее дерзкий взгляд, смотрящий на зрителя, полон гордости и высокомерия. Взгляд женщины, которая знает себе цену. Ее образ не для молитв, а для восхищения. Ее чувственная натура, не знающая пощады над мужскими сердцами не скрыта под святым нарядом, и образ ее не одухотворен.

Тут неожиданно Прахов отправляет Врубеля подальше от своей жены в Венецию на экскурсию и изучение местного византийского и ренессансного искусства. Художник прихватив наброски, зарисовки и этюды, едет куда послали. В пути он, как поговаривают, пишет не только иконы, но и письма любимой в Киев. Вернувшись из-за границы Врубель демонстрирует иконы для Кирилловской церкви и эскизы для Владимирского собора. Икона «Богоматерь с младенцем» поразила встречающих и в частности Прахова очевидным сходством с его собственной женой, а в младенце он узнал младшую дочь. «Богоматерь» поместили в церкви, а эскизы не утвердили и разорвали контракт на роспись Владимирского собора. Неужели Прахов таким способом избавился от соперника? Очень возможно, если предположить, что Врубель был влюблен именно в Эмилию.

Работа потеряна, а двери в дом Праховых закрыты. Он был не нужен как художник, не был нужен он и как любимый мужчина. По прошествии лет он расскажет Коровину о своих шрамах на груди: «Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Большинство историков полагает, что любимой была Эмилия Прахова.

После всех потерь Врубель, как водится, пустился во все тяжкие, погрязая в пороках и долгах. От безысходности он брался за грязную работу, а заработанное тут же проматывал в кабаках и публичных домах.

Эта банальная история: он любил — она отвергла, он — пошел по наклонной, очень впечатляет мелодраматических особ и подымает рейтинг изданиям. Но в последнее время все отчетливее становиться ясно, что это не больше, чем красивая история, ничем особо не подкрепленная.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Школа для взрослых Милы Наумовой

Онлайн-школа рисования ArtRassvet

Школа рисования Вероники Калачевой

Онлайн-проект Крафткид

Если и были письма Врубеля к Праховой, то есть мнение, что она просила после своей смерти их уничтожить и, видимо, ее воля была выполнена. А значит, документов нет и писать художник мог другой женщине и безответно любить мог тоже совсем другую женщину.

«Богоматерь» написана с Эмилии. Ну и что? Эскизы он делал при всех не таясь, а Праховы их даже прятали от него, чтобы он их, по привычке рисовать новое поверх уже нарисованного, не испортил.

А то что Врубель потерял работу во Владимирском соборе совсем не значит, что Прахов убрал с пути соперника. Эскизы, которые художник привез из Италии сильно отличались от церковных канонов. Его кисти принадлежат только боковые орнаменты.

Но как говориться в таких случаях: «Только вам решать, верить или нет».

Но мы приближаемся наконец к первому Демону, может не совсем первому, больше здесь подойдет номер нулевой. Этот рисунок мало кто видел, и только отец художника, навестивший Михаила в Киеве и заставший его в ужасном болезненном состоянии, в тот момент когда он работал над рисунком Демона, описал этот рисунок как изображение злой и чувственной женщины. И на этот раз исследователи, ехидно ухмыляясь, не удержались от сравнений с Праховой, делая намеки на то что он сперва изобразил ее в образе святой, но после разрыва отношений, в отместку нарисовал в образе Демона. Рисунок уничтожил сам автор, разорвав его на клочки, но с Демоном он не порвал.

Счастливая возможность поработать на тему Демона появилась у Врубеля уже в Москве, куда он переехал в 1889 году и, где нашел серьезную моральную и материальную поддержку от мецената Саввы Мамонтова. А уже через какой-то год художник создавал иллюстрации к юбилейному изданию Лермонтова в том числе и к поэме «Демон».

Врубель нарисовал огромное количество эскизов и рисунков к поэме, среди них выделяется целая серия работ в том числе и в скульптуре «Голова Демона» 1890-1891, которая по замыслу художника должна была стать заглавной к поэме Лермонтова.

Врубель. Голова Демона 1890-1891

На иллюстрации черной акварелью изображена голова Демона, грозно смотрящего прямо на зрителя в напряжении с полной решимостью в глазах. Позади Демона каменные горы и сам Демон будто из камня — холодный и твердый, и только напряженные губы светятся белым «...словно обожженные внутренним огнем». Сгусток тьмы, соткан из лоскутов энергии и страсти резко контрастирует с бледной горой вдалеке на заднем плане, как бы приближая его к нам все ближе и ближе. Еще немного и Демон сможет заглянуть в самую душу, а заглянув обожжет ее своим пламенем. И не заживить эти раны во век...

Но Врубелю было мало рисунков, эскизов и иллюстраций. В том же 1890 году он пишет монументального «Демона сидящего». Это первое его полотно демонической темы. Этот первый Демон был неоднозначно принят публикой, многих поразил образ печального юноши в особой врубелевской мозаичной технике. Известно, что Пикассо однажды признался, что «Демон сидящий» вдохновил его на создание картин в стиле кубизм.

Врубель. Демон сидящий

Юный Демон застыл в ожидании и созерцании на вершине среди нездешних кристаллических цветов. Такой же твердый, но уже не холодный, словно высеченный из глыбы, но оживший. В его взгляде огромных глаз печаль, он смотрит вдаль огненного заката. Мощь и величие Демона сковано рамой полотна, он словно пружина напряжен, но не сломлен. Время Демона — закат, место Демона — высь, удел — одиночество и печаль, а свет для него — тьма. Он что-то упустил, что-то потерял, он мог бы все вернуть и наверстать, но в вечности некуда спешить. Больше Демону некуда спешить...

Следующие девять лет для Врубеля были годами счастья и плодотворной работы, и ни одного Демона в творчестве. Во многих областях художественного искусства Врубель смог проявить свой необыкновенный талант. Он выполняет на заказ картины и панно, скульптуры и майолику, архитектурные проекты и чертежи для мебели и т. д. Для театра Врубель выполняет декорации и костюмы. Участвует во всевозможных выставках различных художественных объединений, таких как "Мир искусства".

В 1895 году Врубель знакомится и вскоре венчается с солисткой частной оперы Надеждой Забелой.

В том же году проходит Всероссийская промышленная выставка, участие в которой Врубеля было ознаменовано скандалом. Запланированные в участии работы не прошли жюри Академии художеств и Савва Мамонтов, не обращая на такие мелочи внимания, построил отдельный павильон для произведений Михаила, что не могло не вызвать большого скопления народа, непременно желающих посмотреть работы опального Врубеля.

В 1899 году Врубель вдруг приступает к работе над своим вторым монументальным Демоном под названием "Летящий демон".

 Врубель "Летящий демон"

Над вершинами гор в стремительном полете несется темный Демон, его лицо полностью скрыто тревожной тенью. Мир внизу далек и безразличен. Только он и ветер его спутник. Атмосферой страшного предчувствия пронизано полотно. И нет былого величия, только холод и пустота горных вершин. В черной-черной душе, в черном-черном сердце, в черном-черном лике — черное отчаянье.

В этом же 1899 году умирает отец художника — Александр Михайлович. А "Летящий демон" так и не был закончен мастером.

1901 год должен был принести художнику счастье — у него родился сын, которого в честь друга семьи Мамонтова назвали Савва. Но у мальчика оказался врожденный порок "заячья губа", что глубоко потрясло, художника и эстета Врубеля, винившего в этом себя. Примечательно, что в этом же году Михаил писал своего последнего "Демона поверженного".

 Врубель. Демон поверженный. 1902

Демон сломлен, повержен. Злобой и ненавистью наполнены глаза его на черном лице. В бессильной ярости заломлены руки Демона и разметались крылья. Изломленное скрюченное тело — аллегория мучительной боли художника. Спокойный и умиротворенный горный пейзаж оттеняет мрачные чувства Демона. Полет и падение, высь и дно, печаль и ненависть, величие и унижение... Демон повержен.

Но чего-то не доставало до полной победы над Демоном и Врубель все дописывал и переписывал полотно, даже когда картина уже висела на выставке в галерее.

"Каждое утро, до двенадцати, публика могла видеть, как Врубель "дописывал" свою картину. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее"

Так об этом сохранил воспоминания А. Бенуа.

Глубокая депрессия и нервное истощение привели художника в психиатрическую лечебницу, где ему поставили диагноз — сухотка спинного мозга. После продолжительного лечения, Врубель выписывается и практически сразу едет с семьей в Киев, где его постигает страшное горе — скоропостижно умирает маленький Савва. Михаил снова теряет рассудок и с этого времени практически постоянно находится на лечении в различных клиниках до конца жизни.

Получите востребованную профессию дизайнера

Курсы по дизайну на GeekBrains

Курсы по дизайну от Skillbox

Курсы университета Нетология

Курсы дизайна онлайн школы Hedu

Демонов он больше не пишет и не рисует, в моменты просветления создает спокойные и изящные работы. А в 1906 году Врубель больше не может заниматься рисованием — он слепнет. В это же время к художнику приходит слава и призвание, но поздно, слишком поздно. Академия художеств наконец признает его творчество и присваивает звание академика. Художественные и не только, журналы повсеместно посвящают свои номера творчеству Михаила Врубеля. А у него уже единственная радость в жизни — пение жены, которая часто навещает его в клинике, читает ему и поет.

В 1910 году Михаил умирает от воспаления легких.

Для Врубеля "Демон" был душой, духом. Он так считал и объяснял окружающим, что Демон ни черт и ни дьявол. Возможно, доступным художнику способом, Врубель пытался показать всем, что происходит в его душе, как события его жизни влияют на его душевное состояние. И как он пытается избавиться от всего того, что его тревожит и беспокоит. И его болезнь не от Демона, а Демон от болезни и создавая его образ он выплескивает краской на холсты боль, несчастье, одиночество и отчаянье.

Эдвард Мунк, который также страдал безумием, создавал один и тот же образ, пытаясь побороть свою болезнь. Известно, что картина "Крик" воссоздавалась им не меньше ста пятидесяти раз.

Гениев судьба не балует подарками, все награды достаются тяжким трудом, горькими разочарованиями, ужасными потерями. И когда нет сил больше ждать, судьба преподносит обещанное, увы, порой слишком поздно.

Непонятным было его творчество ни коллегам, ни критикам, ни публике. Врубель писал в довольно своеобразной мозаичной манере, где все изображение состояло из разноцветных граней словно кристалл, распадаясь на отдельные хаотичные части и соединяясь вновь в единое целое.

Но по сути грани было всего лишь две: светлая и темная, добрая и зловещая, святая и грешная. Две стороны света и тьмы скрывались в его образах, выражаясь в резких контрастах и глубоких тенях. Из образов святых родился его Демон, но в тех же святых он и умер — Врубель исцелял самостоятельно свою душу и вновь обратился к светлым святым образам.

Так же и в жизни, Врубель открывался окружающим разными гранями своей личности. Современники разнятся в своих воспоминаниях о Михаиле Врубеле. Одним он запомнился напыщенным и высокомерным франтом, другим же он казался скромным и застенчивым. Возможно, проявление болезни именно так и выглядит. Как бы там ни было, Врубель стал легендой при жизни и его творчество можно сравнить с ослепительно сверкающим бриллиантом в оправе искусства.

Смотрите также:

Михаил Врубель. Рисунки

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть

Получите востребованную профессию дизайнера

Курсы по дизайну на GeekBrains

Курсы по дизайну от Skillbox

Курсы университета Нетология

Курсы дизайна онлайн школы Hedu

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Школа для взрослых Милы Наумовой

Онлайн-школа рисования ArtRassvet

Школа рисования Вероники Калачевой

Онлайн-проект Крафткид

Базовый курс рисования

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами

Подпишитесь на новые статьи

Сайт в социальных сетях

Присоединяйтесь !

top