По традициям жанра в самом начале необходимо описать рассматриваемое произведение, хотя подобное занятие может оказаться бесполезным, но на этот раз без этого не обойтись.
Сразу бросаются в глаза (во всех смыслах) злобные тигры, выпрыгивающие из пасти рыбы, которая в свою очередь образуется из лопнувшего граната. От лап одного из тигров исходит винтовка со штыком, готовая проткнуть руку спящей женщины. Женщина, безусловно, Гала, парящая над каменной плитой, забывшись в "безмятежном" сне.
Из названия картины мы знаем, что все эти необычные явления как рыба, тигры и винтовка, вызваны жужжанием маленького насекомого, соблазнившегося ароматом граната. Тихое жужжание пчелы подсознанием Галы превращается в злобный рык двух тигров, а страх быть ужаленной, вызывает в сновидении укол штыком винтовки и пробуждает Галу. Все это происходит в сновидении всего за секунду. Слон на тоненьких ногах, весело шагающий на заднем плане, будто не к месту, лишний раз подчеркивает всю невероятность происходящего.
Сальвадор Дали славился не только талантом к изобразительному искусству, но и своим дарованием в литературе, написав несколько трудов. Для своей картины "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" он также оставил для нас высказывание:
"Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы".
Зигмунд Фрейд, давший своими работами и открытиями пищу для размышлений сюрреалистам, видевших в подсознании источник вдохновения, так описывал феномен долгого связного сна: "Чувственные раздражения, действующие на нас во время сна, могут чрезвычайно легко стать источниками сновидений. Из этих раздражении имеется целый ряд совершенно неизбежных, которые приносит с собою сон или принужден их допустить, вплоть до тех случайных раздражении, которые предназначены для окончания сна."
Пришло время заняться еще более бесполезным занятием - описывать впечатление о картине.
Это произведение повествовательное, мы не видим тех чувств и ощущений, что охватили спящую, за ту секунду, в течении которой в ее сновидении предстала кошмарная сцена. Мы собственными глазами видим ее сон, и ее же спящую, видим также внешние раздражители: гранат и пчелу. Ну и, конечно, слона. Сухой, повествовательный язык плаката, был навеян Дали цирковой афишей, поэтому и вся картина выглядит как цирковой трюк с дрессированными животными.
Конечно, мы не будем глубоко анализировать все предметы изображенные на картине, поскольку рискуем зайти в те дебри символов и подсознательных образов из которых, порой трудно выбраться. Но тем не менее, очень интересна метаморфоза пчелки, кружащейся над сочным фруктом в сновидении ставшая двумя тиграми, имеющими тот же желтый окрас в черную полоску, а ее жужжание превратилось в злобное рычание.
Гранат же, если верить, так называемому "Соннику" Фрейда является символом наслаждения и удовольствия. Также, принято считать, "фрейдистским" символом винтовку со штыком. Кроме того, примечательно, что гранат, так и остался гранатом, не претерпев значительных изменений, не считая размера и, того что он лопнул. Можно предположить, что аромат фрукта, проникший посредством обоняния в сновидение, не нашел ассоциации в подсознании спящей и в мир снов перешел в своем настоящем виде.
Что же символизирует здесь рыба, и почему собственно, рыба породила двух тигров, даже страшно представить. Да в общем и не нужно ничего представлять, все представил и воплотил в своем произведении великий Сальвадор Дали.
Добро и зло в стране чудес - как и везде встречаются, Но только здесь они живут на разных берегах, Здесь по дорогам всякие истории скитаются, И бегают фантазии на тоненьких ногах.
В. Высоцкий
Смотрите также: