Кейт Фенвик: "Курс акварельной живописи"
Небо - прекрасный объект для живописи. Чтобы изобразить его, требуется немного времени - менее трех минут. Небо определяет атмосферу и настроение в картине, и, поскольку часто оно занимает на ней не менее двух третей, очень важно написать его хорошо.
В зависимости от состояния погоды небо создает атмосферу пейзажа. Бледное голубое небо, залитое солнечным светом, заставляет пейзаж сиять. Когда голубизна сменяется серым тоном, означающим приближение шторма, цвета пейзажа становятся тусклыми и хмурыми. Разбушевавшийся шторм вызывает чувство тревоги.
Часто в тот день, когда вы решили поработать на пленэре, в небе нет ни облачка. Чтобы сделать свой пейзаж более интересным, я вношу в изображение неба долю фантазии. Если природа великолепна, просто изображайте ее; если нет, примените мастерство художника, чтобы улучшить пейзаж. Подходите к живописи творчески - используйте свое воображение.
Как правило, сначала я работаю над отдельными элементами пейзажа, а затем перехожу к небу. Часто я использую акриловые краски, разведенные до прозрачности, которые имеют большое преимущество: будучи очень похожими на акварель, после высыхания они не растворяются в воде и последующие мазки не нарушают нижележащий красочный слой.
В этом разделе книги моя задача научить вас изображать небо. Делать это нетрудно, но это надо делать быстро. Никогда два разных художника не писали одинакового неба из-за скорости, с которой они должны были работать, чтобы избежать образования резких контуров, — но именно это и захватывает в акварельной живописи.
Я надеюсь, что пейзажи, приведенные в этой книге, вдохновят вас, а постоянная практика вселит в вас уверенность в собственных силах.
Небо можно писать разными красками. Вот те, которые я нахожу наиболее предпочтительными:
Типы облаков
Помимо умения определить тип облака необходимо передать их реалистично. Для этого очень важна наблюдательность. Давайте рассмотрим основные типы облаков более детально:
Перистые облака похожи на полосу дымки высоко в небе.
Кучевые облака мягкие и пушистые, как ватные шарики, плывущие в небе. Они уменьшаются по мере удаления от зрители. Кучевые облака отбрасывают тени, а в солнечный день их верхушки отливают мягким желтым цветом. Их основание обычно плоское.
Дождевые облака - предвестники ливня и грозы. Темные и полные воды, они могут вселить в нас чувство тревоги.
Слоистые облака, как ясно из названия, образуют горизонтальные слои, идущие через все небо.
В этом наброске я применил очень простой прием: изобразил перистые облака, сняв краску впитывающей тряпкой.
Расчет времени
Небо может занимать две трети вашей картины, создавая определенную атмосферу пейзажа. Очевидно, что умение написать привлекающее внимание небо очень важно. Невозможно, да и нет необходимости копировать небо в точности.
Наша задача как художников - создать реалистичное изображение.
Самое главное, когда работаешь над небом, - это расчет времени. Резкие края, как бы вы их ни назвали возникают, когда сырую краску наносят на более чем на одну треть сухую основу. Каждый следующий слой краски должен быть более плотным {менее сырым) чем предыдущий. Практикуйтесь, пока не сможете на-писать небо менее чем за три минуты.
Я написал это спокойное небо, сначала сделав размывку сиеной натуральной. Я передал облака широкими мазками, взяв плоскую щетинную кисть и обмакнув ее в смесь серой Пэйна и церулеума. Сняв краску тряпкой, я показал несколько похожих на дымку облаков.
Как избежать резких по тону границ
Причина, по которой возникают резкие по тону границы, состоит в том, что сырую краску наносят на основу, которая просохла не менее чем на треть. Простой пример покажет вам, какой неприятный эффект в этом случае может появиться. Нанесите любую темную краску на бумагу, дайте ей немного подсохнуть, капните водой в середину и смотрите, как формируются резкие границы.
Этот этюд, — типичный пример того, как работают акварельными красками новички, еще не умеющие рассчитывать время. Б этом этюде сырую краску нанесли на основу, которая просохла примерно наполовину, что создало нежелательные, похожие на перья, резкие границы. Результат — грязный, неопрятный вид, непривлекательное небо. Сравните этот этюд с картиной, представленной внизу.
Чтобы достигнуть эффекта, созданного на этом этюде, вы должны изобразить небо менее чем за три минуты.
Смешивание красок
Каждый тип неба по-своему привлекателен и способен определить атмосферу и настроение пейзажа.
Здесь представлены краски и смеси, которыми я обычно пишу небо. В тех случаях, когда мне нужны особая глубина цвета или нежный тон, я выбираю подходящие тона.
Антверпенская синяя, смешанная с серой Пэйна, создает глубокий богатый синий. Краплак полезен, когда вы изображаете вечернее небо. Я считаю, что сиена натуральная лучше всего подходит для создания первоначальной размывки на бумаге: она добавляет небу теплоты, но только если размывка очень бледная. Существует очень большое количество красок, так почему не попробовать поработать ими?
Чтобы создать правильный баланс цвета, нужно экспериментировать со смешиванием красок. Краски представленные ниже, — смеси, полезные для изображения облаков, а также сиена натуральная различной интенсивности для основы.
Верхний ряд: серая Пэйна и церулеум - цвета облаков. Второй ряд: серая Пэйна и церулеум - дополнительные цвета облаков. Третий ряд: серая Пэйна и краплак темный - вариации цвета облаков. Четвертый ряд: сиена натуральная - разная интенсивность тона для основы.
Работа кистью
Работайте большой кистью легко, делая минимальное число мазков. Если вы будете наносить на основу больше краски, чем необходимо, небо будет выглядеть грязно. Плоская щетинная кисть (флейц) идеальна для изображения неба. Воспользуйтесь ею, когда будете работать над этюдом, совершая широкие стремительные мазки.
Я написал это облачное небо плоской щетинной кистью, сделав слабую размывку сиеной натуральной по всей области неба и быстро размыв небольшим количеством церулеума сверху справа и слабым раствором краплака темного в отдельных областях. Когда с поверхности бумаги исчез блеск (она просохла примерно на одну треть), я прописал темные облака интенсивной смесью серой Пэйна и краплака темного.
Чтобы изобразить вечернее небо, вначале я нанес сиену натуральную над линией горизонта и добавил немного краплака темного, затем тут же написал синее небо, сделав интенсивную размывку смесью серой Пэйна и ультрамарина и дав краске стечь и смешаться с размывками сиены натуральной и краплака темного. Мягкой тряпкой я изобразил белые, похожие на перья облака, сняв на некоторых участках немного краски. Небольшим количеством кадмия желтого светлою я написал заходящее солнце.
Вы получите удовольствие, изображая этот закат при помощи плоской щетинной кисти. Вначале я сделал размывку сиеной натуральной по всему пространству неба и нанес немного церулеума сверху справа. Темные облака я написал смесью серой Пэйна и краплака темного, оставив около половины основы незакрашенной.
Приемы
Если вы уже научились делать правильные мазки кистью и верно рассчитывать время, вы получите удовольствие, изображая небо.
Небо всегда пишется сырой краской по сырой основе. Вы уже знаете, что это может быть сложно, поэтому всегда следуйте основным принципам, приведенным ранее, чтобы избежать образования резких границ.
Небо по традиции пишут плоской щетинной кистью. Я предпочитаю кисть с широким и мягким волосяным пучком (из козьего волоса) При изображении неба секрет в том, чтобы сначала увлажнить бумагу чистой водой или слабым раствором сиены натуральной. Размывку делают быстрыми широкими мазками, двигая всей рукой, а не только запястьем.
Как только я вижу, что с бумаги исчезает влажный блеск, я пишу скопления облаков легкими мазками плоской щетинной кистью. Не наносите слишком большое количество красочных слоев. Чем меньше мазков кистью вы сделаете, тем более свежим будет выглядеть ваше небо.
Угол наклона доски для рисования должен составлять около 15 градусов - это достаточно, чтобы позволить краске медленно стекать по бумаге. Умение правильно рассчитывать время приходит с опытом, так что вам нужно изображать небо много раз. В конце концов это займет только три минуты.
Я вижу такое небо по вечерам, когда выглядываю из своего окна. Я сделал размывку кадмием желтым светлым, добавив сиену натуральную и краплак темный, чтобы создать колористически насыщенную основу.
Облака я написал смесями серой Пэйна и краплака темного разной интенсивности. Я хотел, чтобы одни контуры облаков были более мягкими, а другие - более резкими. Для этого было очень важно правильно рассчитать время.
Это небо с перистыми облаками и написал менее чем за две минуты, сделав размывку очень бледной сиеной натуральной, покрывшую всю область неба. Я изобразил облака широкими мазками плоской щетинной кистью смесью церулеума и серой Пэйна. Этот тип неба очень легко передать менее чем за две минуты.
Я не мог не написать это красивое утреннее небо. Вначале я сделал обычную размывку сиеной натуральаной, затем добавил немного краплака темного, когда начал писать сверху вниз. Когда поверхность просохла примерно на треть, я передал скопления облаков серой Пэйна и краплака темного. С помощью тряпки я изобразил несколько мягких белых облаков.
Кучевые облака выглядят как ватные шарики, плывущие по небу. Проще всего изобразить их следующим образом. Сначала нанесите красочный слой смеси ультрамарина с серой Пэйна, для разнообразия добавив самые темные тона тут и там, и, пока краска еще сырая, набросайте очертания облаков. Увлажните несколько белых облаков чистой водой, нанесите глубокие тона цветов неба и краплаком темным добавьте тени. Если это солнечный день, добавьте немного сиены натуральной на верхушки облаков, чтобы передать блики.
Чтобы изобразить это теплое вечернее небо, сначала я сделал размывку кадмием желтым светлым и добавил то тут то там церулеум, сиену натуральную и краплак темный. Смесью краплака темного и серой Пэйна я написал облака. Чтобы смягчить контуры у облаков, я изобразил их, когда основа была немного сырой. На этой картине главную роль играют нежные переходы между цветами, так что не стоит использовать яркие краски.
Детализация
Этюд, представленный внизу, - хороший пример изображения неба, создающего определенное настроение Чтобы создать этот эффект приближающегося шторма, я использовал разные приемы. Облака отбрасывают тени на землю, так что пора искать укрытие. С неба исчезла светлая голубизна. Я написал облака по сырому слою, нанесенному слабым раствором сиены натуральной, смесью серой Пэйна и церулеума и добавил немного краплака темного, чтобы внести разнообразие. Я легко водил по бумаге плоской щетинной кистью, делая минимальное количество мазков. Все небо я написал «сырым по-сырому» менее чем за три минуты. Важно, что я изобразил облака, пока картина просохла не менее чем на треть, чтобы избежать резких границ.
СКОПЛЕНИЯ ОБЛАКОВ
Скопление облаков, неверное, самая важная часть этой картины, предвещает надвигающийся шторм, поэтому я написал его в более темных тонах. Я изобразил облака углом плоской щетинной кисти круговыми движениями. Слой сиены натуральной просох не более чем на одну треть, когда я написал облака, придав их контурам мягкость и округлость. Обратите внимание, что среди облаков я оставил небольшую светлую область.
СОЗДАНИЕ СВЕТЛЫХ ОБЛАСТЕЙ
С помощью хлопчатобумажной тряпки, делая легкие быстрые движения, я снял краску, чтобы создать светлые области. Использовать этот прием можно, пока участок неба еще сырой Я часто использую этот прием, чтобы создать привлекающие внимание скопления облаков.
ДЕТАЛИ ДОМА
Я не написал облака за фермерским домом, так как в этом случае пропал бы эффект контраста между небом и темными деревьями. Обратите внимание, что изображение нескольких овец и дыма из трубы добавляет реалистичности в законченную картину. Тени от неба я размыл по переднему плану.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Обратите внимание, что я добавил немного краплака темного. Добавление небольшого количества другого цвета может создать интересный колористический эффект.
Кейт Фенвик "Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты" скачать в формате DjVu
Онлайн мини-курс «Техники рисования неба в акварели»
Мини-курс «Техники рисования неба в акварели» — это несколько онлайн-уроков, на которых Вы научитесь передавать различные состояния неба, писать реалистичные объемные облака и изображать эффекты пробивающихся сквозь тучи лучей света.