5 жанров живописи. Традиционная классификация картин

Картины традиционно делятся на пять категорий или «жанры». Установление этих жанров и их относительный статус по отношению друг к другу проистекает из философии искусств, которую пропагандируют великие европейские академии изобразительного искусства, такие как Королевская академия в Лондоне и влиятельная Французская академия изящных искусств.

Пять категорий изобразительного искусства, перечисленных в порядке их официального рейтинга или важности, заключаются в следующем:

1. Историческая живопись

Религиозная, историческая или аллегорическая работа с моральным подтекстом.

2. Портретное искусство

Включает индивидуальные, групповые портреты или автопортреты.

3. Жанровая живопись

Сцены повседневной жизни.

4. Пейзажная живопись

Картины, основное содержание которых является живописным видом.

5. Живопись натюрморта

Организация домашних предметов или предметов повседневного обихода.

Историческая живопись

Традиционно наиболее уважаемая из всех жанров «Историческая живопись» не ограничивается произведениями, изображающими «исторические сцены». Термин происходит от итальянского слова «история», что означает повествование (рассказ).

Жанр включает в себя христианские образы с участием библейских фигур, а также мифологическую живопись с участием мифических или языческих божеств и реальных исторических фигур. Исторические картины - традиционно широкомасштабные художественные работы, направленные на повышение морали общества.

 Снятие с креста Роджера Ван Дер Вейдена

 Снятие с креста (1440 г.), одна из великих религиозных картин Роджера Ван Дер Вейдена  фламандской школы XV века.

Портретная живопись

Жанр включает в себя групповые портреты, а также изображения отдельных персонажей. Академическая портретная живопись выполняется в соответствии с определенными установками, касающимися одежды, положения рук и других деталей.

Этот жанр практиковался художниками почти всех движений, чаще в реалистическом стиле. Портреты XVI века также отражали реалистичный стиль, а позже мы видим ряд прекрасных портретов импрессионистов, в том числе портреты, написанные Пикассо.

Рафаэль. Портрет Бальдассара Кастильоне

Портрет Бальдассара Кастильоне (1514-15) Лувр, Париж. Одна из самых больших портретных полотен гения Высокого Возрождения Рафаэля.

Пейзаж

Термин «пейзажная живопись» происходит от голландского слова «landchap», что означает «участок земли», и обозначает любую картину, основным предметом которой является изображение сценического вида, полей, холмов, горных ландшафтов, деревьев, рек, леса, морских пейзажей. На многих знаменитых пейзажных картинах изображены человеческие фигуры, но их присутствие являлось второстепенным элементом композиции.

Ландшафт как независимый жанр был впервые предложен в школе голландской живописи 17-го века, а позже разработан такими художниками, как Констебль и Тернер английской школы пейзажной живописи, которые также стали пионерами пейзажной живописи. Далее этот жанр был освоен Теодором Руссо, Милле и другими членами Школы ландшафтной живописи Барбизона. В то же время в России пейзажная живопись развивалась благодаря художникам-передвижникам, а во Франции всемирно известной школе импрессионизма во главе с Моне, Ренуаром, Писсарро и Сислеем.

Нижний Норвуд под снегом (1870). Национальная галерея, Лондон. Камиль Писсарр

Нижний Норвуд под снегом (1870). Национальная галерея, Лондон. Камиль Писсарро. Один из самых известных импрессионистких пейзажей 19 века французской школы.

Натюрморт

В изобразительном искусстве термин «натюрморт» обозначает конкретный жанр живописи, обычно включающий в себя расположение предметов (традиционно - цветы или кухонную утварь), но в композицию натюрморта может быть включен почти любой предмет домашнего обихода.

Термин представляет собой прямой перевод голландского слова «Stilleven», который использовался с 1656 года для описания картин этого жанра. Живопись натюрморта много практиковалась в древнем мире, но впоследствии не стала появляться в истории искусства как независимый жанр вплоть до XVI века. Как видно из названия, натюрморт особенно развивался на севере Европы, особенно в Голландии и Фландрии, среди художников позднего северного ренессанса. Отчасти это было связано с влиянием североевропейской реформации, которая привела к снижению религиозной живописи среди протестантских народов. Несмотря на это, в Италии (особенно в Неаполе) и Испании, в меньшей степени Франции, были значительные школы искусства натюрмортов, хотя Шарден был, возможно, величайшим художником натюрморта 18 века и Поль Сезанн 19-го века.

Букет цветов (1884). Иван Крамской

Букет цветов (1884) Иван Крамской. Третьяковская галерея, Москва. Один из великих натюрмортов русской живописи 19-го века.

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

Подпишитесь на новые статьи сайта
Ваш e-mail:

 

Где научиться рисовать?

 

Мастер-классы и уроки рисования