Oformitelblok

Зарисовки бытовых предметов

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее до­ступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных поло­жениях, с разных точек зрения.

Следует также делать наброски групп предметов, объединенных общим смыслом (натюрмортов).

Необходимым этапом в учебной работе является изучение ри­сунка драпировки, зависимости формы складок от определенного расположения материала. Ткань может быть накинута одним концом на предмет мебели, другой может свисать или быть зацепленным за что-либо и образовывать разнообразные изломы крупных складок. Вначале ткань лучше выбирать без узоров, гладкую, что позволит воспринимать форму складок более обобщенно. Первые зарисовки рекомендуется делать при контрастном вечернем освещении, которое будет четко выявлять форму. Очень определенные по форме складки дает обыкновенный холст.

Усложняя задачу, необходимо сделать зарисовки одежды, на­пример, положенного на стул платья, декоративной ткани и т. п.

Даже в кратковременной зарисовке, передавая особенности скла­док, следует все время чувствовать форму, на которой расположена ткань, а также уметь выделить из множества складок наиболее характерные по своей форме.

Навыки, полученные в подобных зарисовках, принесут пользу в работе и над композиционными заданиями как сюжетного, так и декоративного характера.

Большое значение придавал рисунку драпировки и ее связи с той формой, на которой она находится, Александр Иванов. Доказатель­ством этого служат его многочисленные зарисовки и этюды к кар­тине «Явление Христа народу».

С большим мастерством в передаче складок решал форму ткани М. А. Врубель, что видно в таких его зарисовках, как, например, «Кровать» из цикла «Бессонница».

Наброски интерьера



Наброски интерьера и его элементов развивают чувство перспек­тивы, глазомер в определении пропорций различных предметов об­становки, позволяют усвоить определенные стилевые особенности архитектуры.

В кратковременном рисунке, изображающем даже небольшую часть помещения, надо учитывать законы перспективного сокраще­ния плоскостей, стремиться лаконично выразить характер отдельных форм и передать глубину помещения.

Зарисовка интерьера в альбоме бывает незаменима, например, при посещении какого-либо архитектурного памятника, музея, места исторического события, когда нет возможности сделать длительный рисунок.

Художнику, работающему над сюжетной композицией, часто приходится делать множество быстрых лаконичных зарисовок со­ответствующего теме интерьера, чтобы найти наиболее отвечающий его замыслу определенный мотив.

Образное восприятие характерного внутреннего вида помеще­ния, его органической связи с находящимися там людьми способно иногда развить воображение художника и натолкнуть его на опре­деленный сюжетный замысел. Большой интерес представляет рас­сказ В. И. Сурикова о возникновении замысла картины «Меншиков в Березове». «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню, в Пе­рерву. В избушке нищенской я, жена с детьми. В избушке тесно было. И выйти нельзя — дождь. Здесь вот мне и думалось, кто же это так вот в низкой избе сидел. И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... Меншиков. Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл, сейчас кинулся назад в Перерву...»

По характеру интерьера мы узнаем о бытовом укладе, об образе жизни людей в различные эпохи. Зарисовки интерьера и его отдель­ных частей расширяют наш кругозор, развивают образность мышле­ния и создают своеобразный архивный материал, который принесет несомненную пользу в работе над жанровой композицией при соз­дании, например, эскизов оформления спектакля самодеятельности или в работе над книжной иллюстрацией, рисуя интерьер, обста­новку, необходимо чувствовать за всеми вещами их обитателя, че­ловека.

Даже небольшой набросок способен выразить в остроподмечен­ных элементах интерьера определенное действие, без изображения человека.

О том, как умело использовали интерьер многие выдающиеся художники, лучше всего говорят их произведения. Вспомним хотя бы такие полотна, как «Свежий кавалер» и «Анкор, еще Анкор!» П. А. Федотова, «Иван Грозный и сын его Иван» и «Не ждали» И. Е. Репина.

Зарисовки пейзажей

Работа над рисунком пейзажа может состоять из набросков раз­личных мотивов городского или сельского пейзажа и из зарисовок отдельных его элементов, например, деревьев, домов, земли, обла­ков и т. п.

Рисунок пейзажа, даже самый кратковременный, требует знаний правил линейной и воздушной перспективы, умения находить про­порции, определять масштабы и выявлять в изображаемом наиболее существенное.

Работая над зарисовкой отдельного элемента пейзажа, напри­мер дерева, нужно хорошо понять связь его конструктивной ос­новы — ствола с ветвями, определить расположение листвы. Каждое дерево — ель, ива, береза, сосна и т. д. — имеет свой характер, свою форму, рисуя крону дерева, необходимо передавать ее трехмерность, при изображении сучьев учитывать разницу в трактовке ветки, иду­щей на нас, то есть находящейся в сильном сокращении, и ветки, находящейся по отношению к рисующему в развернутом положении.

Зоркий глаз художника в самом непримечательном может найти интересный мотив природы, сочетание различных тонов, пластиче­ское взаимоотношение форм деревьев или тональное различие в ос­вещенности того или иного участка природы и т. п.

Рекомендуется делать наброски пейзажа и попутно с выездом на этюды, захватив для этого блокнот и карандаш. Закончив живопис­ный этюд на природе, за городом, можно сделать несколько зари­совок окружающих мотивов, изобразив, например, характерное по форме дерево, часть берега, стог сена, или, если окажется невдалеке стадо, сделать набросок животных; все это без фона или в связи с определенным мотивом природы. В некоторых случаях полезно ставить задачу передать определенное состояние природы. Подме­ченный и запечатленный в наброске элемент пейзажа, характери­зующий наш сегодняшний день, в дальнейшем может привести к об­разному композиционному решению в живописи или графике.

Объектом для наброска в городском пейзаже может служить часть улицы с движущимся транспортом и уходящими в перспективу домами или аллея парка. Большой интерес представляет зарисовка памятников архитектуры и их отдельных декоративных элементов, отражающих особенности стиля. Очень полезна может быть зари­совка строительства с изображением кранов и другой техники.

Такие наброски закрепляют знания по наглядной перспективе, тренируют глаз в определении пропорций крупных форм и масштаб­ных соотношений.

Если в набросок городского мотива включены группы людей, то необходимо стараться увидеть натуру обобщенно, изображая фи­гуру, не упускать характер основной массы, ее силуэт, улица полна движения; чтобы передать его, нужно использовать возможности наброска, позволяющего обобщенно зафиксировать тот или иной жизненный момент. При этом каждый раз надо ставить определен­ную задачу. Рассматривая известные рисунки И. Е. Репина «На Невском проспекте» и «Набережная большого города», мы видим, что в первом рисунке художник стремился передать жизнь Нев­ского проспекта. Обобщенно, но в то же время разнообразно, при помощи тональных отношений светлых и темных масс переданы им группы движущихся людей. Второй рисунок решен очень скупыми средствами, без введения тона. Очевидно, здесь автор хотел пере­дать лишь самое общее впечатление от увиденного мотива.

И. Е. Репин. На Невском проспекте

И. Е. Репин. На Невском проспекте

Выдающиеся мастера пейзажа часто использовали наброски в ка­честве исходного материала для своих больших произведений. Так, на последней выставке произведений И. И. Левитана экспонирова­лись небольшие по размеру наброски, в которых ясно видны за­мыслы его известных полотен.

В беглых карандашных набросках  (из альбома 1890 — 1895 гг.) запечатлены мотивы, характеризующие его картины «Ве­черний звон», «Тихая обитель». В наброске «Летний вечер» почти полностью определен мотив его одноименной картины, изображаю­щей околицу и полосу леса на дальнем плане, озаренную вечерним солнцем. В двух карандашных набросках «На Волге» и «У берега» явно чувствуются натурные поиски для полотна «Све­жий ветер. Волга». То же можно сказать и о наброске «Перед гро­зой» к картине «Над вечным покоем» и многих других рисунках.

И. И. Левитан. Набросок из альбома

И. И. Левитан. Набросок из альбома

И. И. Левитан. На Волге. Набросок

И. И. Левитан. На Волге. Набросок

И. И. Левитан. Деревья на опушке леса

И. И. Левитан. Деревья на опушке леса

Для рисунков И. И. Левитана характерно большое разнообра­зие приемов и графических средств. Так, в зарисовке старого дерева ствол вылеплен очень детально и точно, набросок здесь играет скорее познавательную, служебную роль, является упражнением в изучении характера одной из форм природы, в то время как другой рисунок, выполненный черной акварелью и пером, говорит о стрем­лении художника отразить определенное состояние природы и до­стичь образности мотива при довольно обобщенной трактовке форм.

Наброски животных



Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характер­ные особенности. Ограниченное время, которое отводится для та­ких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания ри­сующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого живот­ного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, по­зволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Подробнее

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

Подпишитесь на новые статьи сайта
Ваш e-mail:

Смотрите по теме