Oformitelblok

Из всех видов краткосрочного рисунка наброски людей имеют в практике художника наибольшее значение.

Работа над набросками человека является основной частью всего процесса обучения рисунку. Она помогает решать ряд учебных задач в длительных рисунках головы и фигуры человека, способст­вует изучению живой формы, расширяет кругозор.

Упражнения в набросках способствуют приобретению умения выбрать и зарисовать наиболее характерное, типичное, добиваясь в рисунке передачи глубокого внутреннего содержания натуры, будь то зарисовка головы или фигуры в целом.

Наброски и зарисовки чаще всего делаются небольшого размера, поэтому работа над наброском человека развивает умение опери­ровать масштабными соотношениями, тренирует в определении «на глаз» пропорций фигуры.



Работа над наброском фигуры

Работу над наброском фигуры следует проводить в домашних условиях и в процессе выполнения учебного рисунка. Набросок мо­жет быть выполнен перед началом длительного задания с целью по­мочь уяснить строение «большой формы», или в конце его для за­крепления пройденного.

Чтобы лучше представить себе те части формы, которые не видны с выбранного для длительного рисунка места, полезно сде­лать наброски с другого места.

Набросок, выполненный в конце задания, должен отличаться уже большей уверенностью и лаконичностью в передаче натуры.

Полезно сделать набросок по памяти, он закрепит полученное представление о характере живой формы.

Такие наброски должны стать постоянными упражнениями в по­строении фигуры. Это разовьет умение конструктивно подходить к изображению живой формы на основе анатомических знаний.

Первые наброски рекомендуется делать со стоящей одетой фи­гуры, находящейся в спокойной, определенной позе, с ясно выра­женным положением корпуса к опорной плоскости ног. Продолжительность каждого наброска — 15--20 минут. Следует сде­лать наброски с разных точек зрения по отношению к натуре.

Учебная работа. Набросок школьника

Учебная работа. Набросок школьника

Рисуя фигуру, необходимо в первую очередь определить отно­шение корпуса к опорной плоскости ног. Для этого мысленно про­водят вертикальную линию от внутренней лодыжки ноги, несущей нагрузку, вверх, по отношению к ней и определяют положение остальных частей фигуры.

В зарисовке сидящей фигуры нужно определить отношение на­правления торса к опорной плоскости, то есть к тазовой и бедрен­ным частям, наметив одновременно сидение стула.

Учебная работа. Набросок сидящей фигуры

Учебная работа. Набросок

В таком наброске надо учитывать сокращение бедренной части ног, в том случае, если натура изображается анфас или в полуобо­роте. Очень показательным является воспроизводимый здесь рисунок В. А. Серова, изображающий сидящую фи­гуру; в нем хорошо передана взаимосвязь форм тела.

В. А. Серов. Набросок сидящей фигуры

В. А. Серов. Набросок сидящей фигуры

Выполняя зарисовки, необходимо учитывать, что при общем ана­томическом строении все люди сильно отличаются друг от друга. Поэтому следует выявлять индивидуальные особенности фигуры. В кратковременном рисунке не нужно останавливаться на мелких подробностях, важно передать самое существенное в изображаемом человеке, находящемся в том или ином состоянии, разумеется, что степень законченности кратковременного рисунка зависит от по­ставленной задачи, а также от времени, которое дается на его вы­полнение.

Складки одежды в наброске нужно передавать только основные, характеризующие ту форму, на которой они находятся, и подчеркивающие движение. В таких набросках необходимо постоянно развивать целостность видения, то есть уме­ние воспринимать всю натуру сразу, цели­ком, что очень существенно и в работе над длительным рисунком.

Рекомендуется использовать каждую воз­можность практиковаться в набросках чело­века, находящегося в разнообразных движе­ниях и за самыми различными занятиями, на отдыхе, в труде, в спорте и т. д.

Наброски, сделанные, например, во время производственного процесса, должны запе­чатлеть наиболее характерные особенности того или иного положения фигуры, соответ­ствующие специфике профессии, а также передать отношение человека к труду. Такие наброски могут быть предельно лаконичны и скупы в графических средствах передачи фигуры.

Наброски обнаженной фигуры прихо­дится выполнять в стенах мастерской парал­лельно с длительным рисунком обнаженной модели. Но необходимо делать такие на­броски и самостоятельно. Зарисовки фигур на спортивной площадке или на пляже по­служат хорошим упражнением, а ограничен­ность во времени активизирует внимание на самое характерное в пластике живой формы.

Приступая к первым наброскам обнажен­ной фигуры, следует сразу же определить пропорции, найти «на глаз» центр тяжести и взаимосвязь основных опорных мест, со­ответствующих положению яремной ямки, сосков груди, пупка, лобкового сочленения, плечевых, локтевых и запястных суставов, а также коленных и голеностопных суставов, рисуя живую форму, нужно избегать ме­ханического засечения точек по вертикалям и горизонталям, необ­ходимо находить между опорными точками внутреннюю анатоми­ческую связь.

«Все вязать в себе» (имея в ви­ду внутри), — учил П. П. Чистяков, то есть не сковывая себя положе­нием случайных краевых точек, ко­торые перемещаются в зависимости от положения натурщика, а ори­ентируясь прежде всего на основ­ные опорные точки. Чтобы опре­делить пластический характер по­зы, нужно мысленно уяснить отношение направлений линии плече­вого пояса к линии тазового пояса в зависимости от положения центра тяжести. При этом следует пом­нить, что при положении фигуры, стоящей с опорой на обе ноги, ли­ния таза, проходящая по верти­кальному краю подвздошных ко­стей, находится в горизонтальном положении, а при центре тяжести, падающем на одну ногу, таз накло­няется в сторону ноги, освобож­денной от нагрузки.

Рисуя фигуру спереди, определяют направление срединной ли­нии, при рисунке со спины — такой линией будет линии позвоноч­ника, благодаря подвижности которого тазовый и плечевой пояса могут находиться в различных положениях.

Разумеется, что в дальнейших набросках работа будет идти без вспомогательных средств в определении строения фигуры.

В наброске должна быть свободно и уверенно передана живая форма.

Выражая при помощи основных тональных отношений ту или иную форму, не следует трактовать ее обособленно; нужно видеть большую общую форму.

На учебных занятиях нет возможности изучить в длительном ри­сунке пластическое многообразие положений фигуры человека. По­этому следует в какой-то мере восполнять это путем самостоятель­ной работы над зарисовками. Полученные знания и навыки в изо­бражении пластики человеческого тела будут иметь большое значе­ние в работе над изображением человека в сюжетных композициях.

«Сперва нужно приучить все за­имствовать от натуры, — говорил Чистяков, — потом, понабрав­шись довольно, стараться подчи­нить себе натуру».

Имея опыт рисования стоя­щей и сидящей натуры в спокой­ном положении, можно перейти к упражнениям в набросках об­наженной мужской фигуры, на­ходящейся в различных поворо­тах.

Несомненную пользу прине­сут наброски фигуры, стоящей в усложненном повороте, здесь важно проследить направление основной средней линии торса, идущей от головы до лобково­го сочленения и образующей в этой позе изгиб. В рисунке спины интересно проследить из­гиб позвоночника. Примером такой позы может служить поворот Kocца в начале очередного взмаха косы.

Наброски обнаженной фигуры, находящейся в сложном ракурсе, помогут закрепить знания в передаче построения перспективного рисунка живой формы. Необходимо принимать во внимание, что одни поверхности, уходящие в глубину, мы видим в сильном сокра­щении, в то время как другие, расположенные фронтально, сохра­няют для нашего глаза свою действительную величину. Передавая перспективное сокращение живой формы, полезно учитывать пра­вила построения перспективы геометрических тел.

Натуру для таких набросков располагают, например, полулежа, наискось к рисующему, основное направление форм идет в глубину за картинную плоскость. В одной позе натурщика к нам будет ближе голова с плечевым поясом, в другой позе — ноги. Натура должна быть достаточно удалена от рисующего, в противном случае рисунок будет иметь искаженные пропорции. В таких зарисовках следует выявить конструкцию, дать пластическую вязку основных форм, находящихся в ракурсах по отношению к рисующему.

Рекомендуется также делать наброски обнаженной мужской фи­гуры, находящейся в сильном движении, например, в момент поднятия тяжести и т. д. В этих случаях нужно передать отношение торса к опорной плоскости, напряженность основных мышц, харак­теризующих данное движение.

Необходимо практиковаться и в набросках постановки, состоя­щей из двух обнаженных мужских фигур, уделяя основное внима­ние пластической взаимосвязи.

 

 

Краткосрочный рисунок головы

Как и в работе над фигурой, зарисовки головы полезно делать в начале и в конце самостоятельного выполнения длительного учеб­ного рисунка. В таких зарисовках основной задачей будет выясне­ние формы головы данной натуры в том или ином повороте. Осо­бенно своевременны такие зарисовки в начале учебного рисунка головы.

Краткосрочные рисунки головы могут быть крупного размера, но значительно меньше натуры.

Приступая к работе над первыми зарисовками головы, опреде­ляют общую форму и ее пропорции.

Слегка намечают вспомогательные линии построения, основными из которых являются пересекающиеся под прямым углом срединная профильная и проходящая через переносицу. Полученная кресто­вина наметит поворот головы. Затем выясняют местоположение всех частей головы.

В краткосрочном рисунке важно усвоить и передать характер строения живой формы натуры, находящейся в определенном по­вороте, имея полное представление о местоположении тех частей головы, которые с данного места не видны. С помощью основных светотеневых отношений выявляют характерную форму головы.

Учебная работа. Краткосрочный рисунок головы

Учебная работа. Краткосрочный рисунок головы

Наряду с такой зарисовкой рекомендуется в конце длительного рисунка выполнять небольшой рисунок по памяти.

Необходимо делать зарисовки головы, находящейся в различ­ных поворотах и наклонах. В этих зарисовках нужно проследить построение перспективы различных поверхностей и их измене­ния в зависимости от избранных точек зрения.

Рисуя голову в профиль, учащиеся иногда забывают, что она может иметь наклон вправо и влево, что вызовет определенное по­ложение сокращающихся поверхностей формы. При рисовании опу­щенной вниз или запрокинутой вверх головы лицевая часть будет изображаться сильно сокращенной по вертикали, а горизонтальные линии построения примут округлую форму.

Некоторые зарисовки голов в ракурсах, проводимые в качестве учебного упражнения, могут быть очень схематичны, решая задачу построения перспективного сокращения при определенном положе­нии натуры.

Первые зарисовки рекомендуется делать продолжительностью не более чем по 20 минут, а в дальнейшем — по 5 —10 минут.

Эти учебные зарисовки дадут возможность более уверенно вы­полнять портретные наброски людей с самыми различными харак­терами, индивидуальными особенностями, находящихся в опреде­ленном окружении (смотрите наброски А. А. Иванова, В. И. Су­рикова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, воспроизведенные здесь.

А. А. Иванов. Рисунки головы (для картины "Явление Христа народу")

А. А. Иванов. Рисунки головы (для картины "Явление Христа народу")

В. И. Суриков. Голова странника

В. И. Суриков. Голова странника

М. А. Врубель. Зарисовка женской головы

М. А. Врубель. Зарисовка женской головы

 

Зарисовки людей в группах

Этот вид наброска является наиболее сложным. Здесь требуется сопоставить несколько разных по характеру фигур, определить их перспективное и масштабное согласование, суметь сохранить пластическое единство изображаемого и, наконец, пере­дать сюжетную взаимосвязь группы людей.

Именно этот комплекс задач и делает такие зарисовки чрезвы­чайно нужными для развития определенных композиционных навы­ков, создает запас жизненных наблюдений, которые могут явиться исходным моментом в создании жанровой композиции.

Вначале лучше зарисовывать две фигуры, имеющие довольно оп­ределенные, простые позы. Одна из фигур, например, стоит, дру­гая сидит рядом, обе объединены одним занятием, например, рас­сматриванием какого-нибудь предмета.

Усложняя постепенно задачи группового наброска, надо больше внимания уделять жизненной и непосредственной передаче натуры.

В зарисовках группы, состоящей из нескольких фигур, находя­щихся за каким-либо занятием, не надо обособленно перечислять их, так как это приводит к потере цельности восприятия всей группы, общего силуэта, к утрате объединяющего изображенных людей сюжетного мотива.

Работы выдающихся мастеров показывают, насколько важно уметь в кратковременном рисунке уловить взаимосвязь фигур, пере­дав суть изображенной сцены. Большой интерес представляют за­рисовки М. А. Врубеля, сделанные им в последние годы жизни.

М. А. Врубель. Обдумывает ход

М. А. Врубель. Обдумывает ход

Обобщенностью передачи формы и остротой характеристики людей отличаются его наброски группы играющих в карты и шах­маты. Никто из участников не позирует, тонко подмечена манера людей сидеть на диване, на стуле, а также их отношение к общему занятию. Таковы рисунки «Вечером за картами», «Момент игры», «Обдумывает ход» и другие, где тональное решение сохраняет общ­ность группы, убедительно передает характер наиболее крупных форм и условия вечернего освещения. Лица играющих трактованы чрезвычайно обобщенно, и в то же время каждое из них очень вы­разительно.

Если требуется изобразить сложные группы людей, находящихся друг от друга на известном удалении в глубину, нужно учитывать перспективное сокращение фигур, а тональное решение, даже самое скупое, надо направить на выявление пространственного положения фигур. Примером решения этой задачи могут служить групповые наброски И. Е. Репина «У Доминика», «За чтением», «В мастер­ской», изображающие группы людей, находящихся в интерьере.

И. Е. Репин. В мастерской

И. Е. Репин. В мастерской

Рекомендуется делать групповые наброски по памяти, устанавли­вая в них пластическую взаимосвязь фигур и отношение изобража­емых людей к определенному сюжетному моменту.

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

Подпишитесь на новые статьи сайта
Ваш e-mail:

 

Смотрите по теме