Сезанн-простодушный провинциал
Поль Сезанн был художником из богатой семьи, сын банкира из Экс-ан-Прованса. По общему признанию, у него были серьезные финансовые проблемы в течение многих лет, потому что он боялся признаться в своей любви к искусству и некоторым незаконным условиям жизни своему довольно тираническому отцу. Именно поэтому он оценил состояние отца только во второй половине своей жизни, в то время, когда он был уже настолько известен как художник, что, вероятно, смог бы жить на доходы от своих картин, если бы это было необходимо.
Из-за своих южных, почти деревенских привычек у него были проблемы в лучших парижских кругах. Как и это, его скромные и трудные для понимания картины не вызывали симпатии к его творчеству. Это было причиной того, что он оставался неизвестным дольше, чем другие импрессионисты. Сезанн отошел от своего круга друзей.
С 1885 года он жил отдельно от жены и детей в Эксе в добровольном одиночестве, сначала в загородном поместье, которое он совместно унаследовал, позже, когда поместье было продано, в небольшом доме на окраине города. Когда ему было трудно подниматься по лестнице в свою студию на чердаке, он построил простую, но большую студию. Его растущая слава едва ли была признана самим художником, фактически он ее отверг.
Когда Сезанну в 1895 году дали большую выставку в Париже, он почти двадцать лет не выставлял в городе ни одной картины. Молодой арт-дилер Амбруаз Воллар (1867-1938) рискнул провести в своей галерее выставку Сезанна. До тех пор друзья-художники и узкий круг людей, интересовавшихся его творчеством, считали Сезанна посредственным талантом. Но его выставка открыла людям глаза: здесь можно было угадать величие художественной личности. Это поняли не только его друзья, но и публика, признавшая бессмертие Сезанна.
Ни один другой художник из импрессионистского круга не оставил таких глубоких впечатлений для следующего поколения художников. При жизни он был одинок, и лишь немногие друзья, такие как Ренуар и Писсарро, поддерживали его в его артистических устремлениях.
Сезанн перестраивал вообще весь строй изобразительного искусства, начиная с первого взгляда на окружающий мир и кончая последним мазком, довершающим живописный образ этого мира. Акварель - лишь один из отзвуков этого переустройства. Но отзвук показательный. В своих акварелях зрелый Сезанн искал ритмы пейзажа, искал линии, по которым проходят разломы пейзажа на разные миры (растительный, минеральный, воздушный и так далее...). Искал и находил.
Печь для обжига гипса (в глубине гора Сент-Виктуар)
"Натюрморт с яблоками на кухонном столе"
"Пейзаж в Провансе"
"Пейзаж в Провансе"
"Вид на долину с железнодорожным мостом"
"Мельница на реке"
"Аллея деревьев"
Набросок к "Игрокам в карты"