Oformitelblok

Условия работы на пленэре отличны от условий занятий в мастерской. Привычное комнатное освещение, при котором натура имеет более или менее постоянное освещение, уступает место совершенно новым, необычным условиям.

В мастерской, как правило, освещение одностороннее, на воздухе свет рассеянный, создающий активную световую среду, где цвет обогащается массой живых и подвижных рефлексов. В результате обилия света теневые части предметов и падающие тени видятся также цветно и прозрачно, что придает особую привлекательность живописному этюду. Кроме того, разнообразные состояния освещения — солнечное, пасмурное, вечернее — создают необычайно богатые возможности для изучения цветовых отношений, колорита.

В условиях пленэра можно довольно легко и интересно подобрать объекты изучения, используя для этой цели разнообразные предметы домашнего обихода, естественные мотивы. Живые полевые цветы, домашние предметы, натуральные фоны — старый, поседевший от времени забор, выгоревшая и вымытая дождями стена дома, наконец, открытое пространство пейзажа — все это дает богатый материал для упражнений в живописи.

Чтобы полнее освоить основы живописной грамоты, особенности колорита, следует разнообразить постановки, изменяя условия освещения: солнечное освещение создает совершенно иную цветовую гармонию и ставит совершенно иную живописную задачу, чем натюрморт, поставленный в тени.



Рассмотрим ряд примеров.

Натюрморт А. Лентулова «Овощи» написан при солнечном освещении, на фоне южного пейзажа с грядой снежных гор на линии горизонта.

Натюрморт А. Лентулова «Овощи»

Группу составляют овощи, положенные на дощатый стол-времянку: кочаны свежей, только что срубленной капусты, корнеплоды, баклажаны, перец. На переднем плане — светло-желтая бочка, на днище которой поставлен крупный глиняный поливной жбан. Яркое солнечное освещение, ясные чистые краски сообщают натюрморту очень свежее, теплое настроение. Солнечный свет заливает всю группу светлым, прозрачным, чуть холодноватым тоном.

Отметим особенности солнечного освещения и принципы разработки его в натюрморте.

Сильный поток световых лучей, как правило, высветляет цвет, делает его малонасыщенным. Вместе с тем к свету основного источника присоединяется еще достаточно определенное дополнительное освещение от голубого неба. Сложное двойное освещение сообщает характерный оттенок освещенной поверхности предмета, где наряду с теплыми тонами соседствуют холодные. Это явление отчетливо наблюдается в натюрморте А. Лентулова. Охристый жбан высветлен в светах, очень прозрачен, с холодным оттенком (в разработках — серым) в полутоне и теплым в рефлексе, образованном в нижней части жбана светлой поверхностью днища бочки. Колебания цвета на поверхности, освещенной солнцем и, одновременно, отражающей синеву неба, еле заметны, что свидетельствует о тонкой наблюдательности художника, стремящегося передать сложное освещение и сохранить цельность силуэта

К особенностям солнечного освещения следует отнести также четко выраженную холодность собственных и падающих теней, окрашенных отраженным цветом неба. Вместе с тем, внимательно присмотревшись, мы отметим, что эти участки изображения лишены однородности холодной окраски: в них непременно обнаруживаются теплые рефлексы от окружающих предметов. Разбор таких оттенков-всплесков, возникающих в результате сложного влияния на окраску предмета освещения и рефлексов от окружения, создающих особую, присущую только живописи на воздухе легкость, прозрачность, и составляет одну из главных задач живописи на пленэре.

Живопись на открытом воздухе связана с состоянием погоды и временем дня, когда пишется натюрморт. В зависимости от этих условий меняется и колористический строй этюда. В солнечный день, как уже говорилось, живопись контрастная, с резкими тенями, в пасмурный день или в тени, напротив, форма предметов становится смягченной, светотень мягкой, рассеянной, цвет насыщенным.

Особенностью постановки в тени или в пасмурный день, когда солнце закрыто облаками, является то, что общий цветовой тон приобретает холодноватый серебристый оттенок, который зависит главным образом от окраски неба и окружающих предметов. В частности, если натюрморт поставлен в тени зелени кустов, он принимает на себя два определяющих весь цветовой строй натюрморта оттенка: цвет неба и цвет зелени.

На полотне А. Пластова «Лето», где в тени деревьев расположились на отдых девочка и женщина с корзинами грибов и кувшином, полным спелой земляники, отчетливо видна эта закономерность.

А. Пластов «Лето»

Холодный серебристый оттенок присутствует на всех обращенных к нему поверхностях.

Примером натюрморта, написанного в пасмурный день, может служить натюрмортная часть другой картины А. Пластова — «Жатва».

А. Пластов  «Жатва»

На земле поставлены незатейливые предметы крестьянского обеда: миска с молоком, зеленые огурцы, кружка, хлеб на серой подстилке. Здесь же рядом лежат грабли, несколько поодаль — коса, серпы, воткнутые в «бабку» сжатой ржи. Действие происходит в полдень под затянутым облаками небом. Этот серый (серебристый) тон неба сообщает свой цвет всей «постановке», придавая ей особую живописную мягкость. Предметы как бы окутаны серебристо-серым светом, свет и тени еле заметны, очень мягкие, сближенные, и вместе они составляют единый живописный план тонкой, гармоничной живописи, отлично передающей состояние дня.

Рассмотренное свойство живописи — передавать состояние дня помогает художнику в решении смыслового содержания тематической картины.

Большой интерес в этом плане представляет работа А. Пластова «Ужин тракториста», где натюрмортная часть картины выполняет важную роль в раскрытии сюжета произведения. Она представляет несомненный интерес и в методическом плане как пример живописи натюрморта в условиях освещения вечерним солнцем.

А. Пластов «Ужин тракториста»

На постланной на земле скатерти расставлены те же предметы крестьянского быта, миска, кринка, ложки, хлеб. Освещенные косыми лучами закатного солнца, предметы приобретают особый, присущий только данному моменту цвет. Их освещенные части окрашены красно-оранжевым цветом, тени обобщенные, плотные, густо сиреневого холодного цвета. Эта плотная заливка света и тени без проработки мелких оттенков создает напряженную, густую гамму цветов, делающую предметы материально весомыми, земными, созвучными нелегкому крестьянскому труду пахаря.

Живопись на пленэре требует соблюдения некоторых несложных, но обязательных условий.

1. Прежде всего, работая на воздухе, надо иметь при себе зонт, походный мольберт или этюдник с ножками.

2. Во время работы необходимо учитывать влияние рефлекса неба и обилие солнечного света, который сильно высветляет краски на палитре. Это справедливо и для пасмурного дня.

3. Для защиты от солнца необходимо ставить зонт или выбирать удобное место в тени.

Натюрморт надо писать быстро, энергично, как правило, в течение непродолжительного времени. К сожалению, это требование не всегда выполняется. Иногда, стремясь закончить этюд, работают над ним полдня. За это время и солнце уходит в зенит, и тени изменяются, освещенные в начале части постановки погружаются в тень, падающие тени перемещаются на другое место и т. д. Продолжать работу в таких условиях не следует. Случается, что интересный натюрморт не удается сделать в один сеанс. Его необходимо продолжить в следующий раз, но для этого надо выбрать такой же день и писать в те же часы.

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

Подпишитесь на новые статьи сайта
Ваш e-mail:

Смотрите по теме