Oformitelblok

Акватинта

Акватинта (слово говорит о родстве этой техники с монохромно раскрашенным рисунком или размытым рисунком пером) — позволяет получить протравливанием тоновые гравюры. Таким образом эта техника расширяет возможности глубокой гравюры, тяготеющей к языку линий.

Жан Баптист Лепренс, изобретатель этой техники, изготовил в 1768 году первую травленую тоновую глубокую гравюру следующим образом: на очищенную поверхность доски он напылял тончайшие частицы смолы (канифольную пыль) и, нагревая, приваривал ее к доске.

Если рассматривать доску через лупу, можно увидеть, что шарики смолы образуют на ней тончайший зернистый растр. В промежутках между частицами — открытая поверхность металла, и кислота в этих местах протравливает мельчайшие, незаметные глазу углубления, которые довольно равномерно покрывают всю поверхность доски.

После набивания в них краски и печатания они дают равномерный фон, который невооруженному глазу кажется сплошным. Тональные оттенки проходят все ступени серой шкалы в зависимости от концентрации кислоты и длительности травления.

Поэтому необходимо пробное травление. Чаще всего достаточно 3—6 тональных оттенков.

В руках гравера еще одно средство влиять на фактуру гравюры: структура частиц пыли. Мелкая пыль невидима, в то время как грубая пыль позволяет различать отдельные частицы.

Акватинта. Грубое зерно

Грубое зерно

В последнее время стали напылять на доски нитролак из аэрозольных баллончиков. В таком случае доску нагревать не нужно. Зерно — от среднего до грубого. Обычны также комбинации различных техник травления. Ниже показана штриховая гравюра с четко выделенными тональными оттенками акватинты, а далее — чистая акватинта.

Штриховой офорт с последующим многократным травлением в технике акватинты.

Штриховой офорт с последующим многократным травлением в технике акватинты.

Чистая акватинта

Чистая акватинта

Мягкий лак

Мягкий лак (франц. verms mou) — эта техника отличается тем, что грунтом служит воск, сало или обычная эмульсия.

С помощью металлического штифта или другого инструмента рисунок с бумаги продавливается через этот мягкий грунт вплоть до металла с получением зеркального отображения. Если рисунок нарисован на чертежной бумаге ручного черпания или если между бумагой и доской прокладывают материю или марлю то их структура переносится на доску вместе с рисунком. Доску с гравюрой, выполненной в технике мягкого лака, после этого, как обычно, подвергают травлению.

При травлении кислота действует на доску только в местах, освободившихся от лака. С протравленной доски лак смывают горячей водой, покрывают краской и производят печатание. 

Способ был изобретен швейцарцем Д. Майером около 1620 года.

Продавливание рисунка варьировали также с песком или смываемым винным камнем. Близки к этой манере и морданты — едкие пасты из соляных смесей.

Для гравюры, выполненной в этой технике, характерен мягкий, живописный, зернистый штрих, передающий специфику рисунка карандашом или углём

Карандашная манера

Карандашная манера имитирует рисунок мелом или пастелью.

Ж. X. Франсуа придавал загрунтованной доске шероховатость с помощью рулеток, чеканов или матуаров (колесиков с зубчиками). Для оттисков характерны ломаные контуры, мягкие линии и переходные тона.

Репродукция с картины А. Кауфмана в карандашной манере. Мастерская Ф. Бартолоцци.

Репродукция с картины А. Кауфмана в карандашной манере. Мастерская Ф. Бартолоцци.

Л. М. Бонне. Венера с голубями. Карандашная манера. По рисунку Ф. Буше

Л. М. Бонне. Венера с голубями. Карандашная манера. По рисунку Ф. Буше

Резерваж

В технике резерважа для создания трещин в лаке используется свойство растворов сахара или клея (или акварельной краски) разбухать в воде. Пером или кистью рисуют прямо на очищенной до блеска доске.

После сушки рисунок покрывается тонким и равномерным слоем лака. В теплой водяной ванне раствор набухает и приподнимает лаковый слой. Частички отставшего лака осторожно смываются. Теперь рисунок хорошо виден.

После этого доску подвергают травлению как обычно. Если печатающие элементы слишком велики, надо предварительно посыпать их канифольной пылью, после чего травление производят как в акватинте.

В результате получается гравюра, напоминающая набросок пером или рисунок кистью.

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

Подпишитесь на новые статьи сайта
Ваш e-mail: