Изобразительное искусство и дизайн
 курс по рисованию
Курс Основы академического рисунка Вероники Калачевой
 Акварель 2.0  АВТОРСКИЙ ОНЛАЙН-КУРС РИСОВАНИЯ  ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОТ ВЕРОНИКИ КАЛАЧЕВОЙ

Постановка для этюда головы пожилого человека должна отчетливо выявлять основные живописные особенности головы, освещенной светом спереди, когда образуются небольшие группы теней. Освещенная прямым светом голова требует более темного хотя не обязательно черного, но подобранного по цвету так, чтобы фон был не только в тональном но и в цветовом контрасте с головой. Это задание рассчитано на продолжительный срок, так из-за его сложности учащийся, возможно, вынужден будет много раз переписывать работу.

Тому, кто хочет приобрести правильные навыки в живописи и вооружиться некоторым мастерством, необходимо выработать некую систему работы над этюдом головы. Для этого надо четко отделить начало и конец работы, выработать систему последовательности.

Рекомендуется работу над этюдом головы условно расчленить для себя три этапа, которые связаны между собой и органично переходят один в другой, развивая и дополняя друг друга:

  1.  Первый этап — подготовительный рисунок головы под живопись и первая ее прописка.
  2.  Второй — изучение деталей головы, с максимальной характеристикой их форм и цветовых особенностей.
  3. Третий — обобщение и синтез изученного, приведение этюда к живописному единству.

Эти этапы, если их придерживаться, дадут возможность художнику более сознательно вести этюд от начала до конца и помогут ему избавиться от множества ненужных, а подчас и вредных бесконечных переписок, которые обычно приводят тому, что этюд становится перегруженным краской, которую нельзя класть бессистемно: иначе она начинает жухнуть, чернеть.

Подготовительный рисунок головы под живопись

Когда постановка сделана, художник приступает к первому этапу работы. При этом нужно всегда помнить, что, не нарисовав модель, не следует начинать писать красками. Это положение кажется ясным, и многие могут заявить, что о нем можно было бы и не упоминать. Но практика показывает, что не только учащиеся, но даже и некоторые художники не придерживаются этого простого правила. Автор и по себе знает, как иногда не хочется тратить времени на подготовительный рисунок. Бывает, что не терпится тут же, не медля ни минуты, начинать писать сразу красками. Иногда это приводит к печальному результату — вначале этюд получается свежим по цвету и отдельные места этюда интересно и живописно решаются, но затем в форме вдруг обнаруживается много значительных ошибок.

На последующих сеансах начинаешь исправлять по сухому, вести работу по частям, и она незаметно теряет то очарование и свежесть, которые были вначале, превращается в замученный по живописи и разбитый по форме этюд. Становится скучно работать, модель кажется неинтересной, появляется сомнение в своих способностях — хочется бросить этюд и не браться больше за кисти.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Школа для взрослых Милы Наумовой

Онлайн-школа рисования ArtRassvet

Школа рисования Вероники Калачевой

Онлайн-проект Крафткид

Чтобы избежать подобных переживаний сначала сделайте основательно построенный и проработанный рисунок. Рисунок под живопись в этом случае выполняйте углем. Не обязательно моделировку делать в полную силу тона угля. Можно сделать довольно светлый по тону рисунок, но желательно с характеристикой основных тональных градаций формы головы. Затем рисунок можно зафиксировать лаком, можно смочить водой из пульверизатора (если грунт холста клеевой или эмульсионный) или слегка смахнуть уголь, оставив рисунок в очень легком светлом тоне.

Первая прописка головы маслом

Прежде чем начать писать, художник должен мысленно проанализировать модель в зависимости от задач и решить, примерно, какие смеси он должен взять для этюда, какие красочные сочетания он обнаружил в модели, увидеть в натуре теплые и холодные тона. После того как автор «вжился» в натуру, мысленно понял ее колористический строй, как бы видя ее уже написанной, он приступает к самой первой стадии работы, представляющей легкую прописку цветом всего холста. Прописка иногда делается без белил, как акварелью, иногда вводится и небольшое количество белил.

Этюд головы пожилого человека

 Этюд головы пожилого человека. Пропись

По легкой прописи художнику впоследствии легче определить правильный тон и цвет, тогда как по чистому холсту это сделать труднее.

Прописка деталей головы, с максимальной характеристикой их форм и цветовых особенностей

Когда сделана прописка и пролеплена форма головы, можно переходить ко второму этапу — то есть к решению основных масс в полную силу натуры.

Этюд головы пожилого человека. Прописка деталей

Прописка деталей головы

Начинать писать в полную силу лучше с того куска, который наиболее ясен автору. Предположим, художник почувствовал силу тона и цвет лба вместе с волосами и по подмалевку начал брать цвет «в упор». Начав писать лоб во всю силу, он берет и волосы, и фон, приводя все это в гармонию. Затем в ту же силу будет брать и остальные части головы, все время сравнивая между собой цветовые отношения. Таким образом, после прописки автор переходит к лепке головы как бы по частям, решая эти части «в упор», все время сравнивая их друг с другом.

Но не всегда удается художнику, работая по частям, воспринимать всю постановку в целом, глаз его так и норовит задержаться на том участке натуры, который изображается, и никак не хочет увидеть окружающие участки. Это — извечная борьба за целостное видение натуры. Начинающий должен собрать необходимые усилия воли к постоянному вниманию и выработке такого типа работы, который позволял бы ему, когда он пишет щеку, сравнивать не только освещенную часть щеки с теневой частью, но сравнивать щеку и со лбом, и с шеей, и с фоном, и с волосами. Так всегда при письме любой детали сравнивайте как можно больше и чаще: весь процесс живописи состоит в сравнении. Сравнивать необходимо не только точки зрения формы, пропорций и характера а и с точки зрения цветовых отношений.

Базовый курс рисования

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

Для решения задачи живописи головы необходим опыт живописной работы, нужно чувствовать, как форма головы строится цветовыми отношениями. Поэтому при проработке формы деталей каждым мазком кисти выявляйте определенную часть формы и обязательно отличайте по цвету один мазок от других.

Проработав форму в течение нескольких сеансов, вы увидите, что достаточно приблизились к натуре. Голова на этюде стала похожа на модель. Глаза смотрят и выражают характер взгляда модели. Нос начинает определяться, объем головы построен правильно, даже, может быть, передано ощущение небритых щек человека, — то есть все детали изображены любовно и внимательно. Но, увы, вы тут же обнаруживаете, что на расстоянии пяти-шести метров ваш этюд стал каким-то вялым, невыразительным. Краски недостаточно звучны, этюд потерял красочное обаяние. Тут же вы обнаруживаете, что, несмотря на выписанность деталей, голова не очень-то объемна и трехмерна, кроме того, лицо как-то скошено, глаза не четко построены, одна скула по отношению к другой съехала вниз, губы тоже куда-то поехали в сторону. Расстроившись, вы начинаете робко маленькой кисточкой исправлять погрешности, гоняетесь за исправлением деталей, но этюд от этого не становится лучше.

Вам становится неприятно над ним работать. У вас появилось утомление. Все это произошло от того, что в процессе работы над деталями вы перестали смотреть цельно, погоня за передачей деталей отвлекла вас от целостного восприятия модели.

Обобщение и синтез изученного, приведение этюда к живописному единству

Этюд головы пожилого человека.

 Приведение этюда к живописному единству

Цель этого этапа заключается в том. чтобы раздробленную деталями голову привести снова к обобщению, снова укрепить конструкцию головы, привести к синтезу тот анализ форм, который был проделан раньше. Чтобы добиться цельного живописного решения художнику приходится пережить большое внутреннее напряжение. В этот момент нужно собрать всю волю ради того, чтобы отказаться порой от многих найденных деталей ради цельного и наиболее художественного решения. Такие мучительные моменты приходилось переживать многим великим портретистам прошлого.

Из воспоминаний о В. А. Серове нам известно, как великий художник, великолепный портретист, работал над портретом по шестьдесят и более сеансов. Основательно изучив модель и добившись немалых находок, он потом безжалостно соскабливал мастихином все написанное и, собрав свою волю и силы, свободно в два-три сеанса заканчивал работу над этюдом. В эти последние сеансы он переводил этюд в новое, высшее качество, делая его цельным, обобщенным, высокохудожественным произведением.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть

Получите востребованную профессию дизайнера

Курсы по дизайну на GeekBrains

Курсы по дизайну от Skillbox

Курсы университета Нетология

Курсы дизайна онлайн школы Hedu

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Школа для взрослых Милы Наумовой

Онлайн-школа рисования ArtRassvet

Школа рисования Вероники Калачевой

Онлайн-проект Крафткид

Базовый курс рисования

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами

Подпишитесь на новые статьи

Сайт в социальных сетях

Присоединяйтесь !

top