ГАВИТ, жаматун, в армянской средневековой архитектуре помещение, аналогичное притвору храма. Обычно зал, перекрытый сводом на арках, иногда отдельное здание, использовавшееся как усыпальница, место для молитвы, собраний.

ГАЛЛЕ, изделия из непрозрачного многослойного стекла с рельефными растительными и пейзажными мотивами; декор выполняется резьбой с удалением нескольких слоев стекла вокруг силуэтного узора. Названы по имени автора первых ваз такого рода французского художника Э. Галле, которому следовали многие мастера стиля "модерн".

ГАНЧ, среднеазиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом камневидной породы,содержащей гипс и глину. С первых веков нашей эры ГАНЧ известен как материал для штукатурки, объемно-пластичного декора, скульптуры.

ГВИРГВИНИ, бревенчатое или балочное шатровое перекрытие грузинского народного жилища (дарбази), ярусами сужающееся кверху, с отверстием для выхода дыма.

ГЕММА (лат. gemma), драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. В древности служили печатями, знаками собственности, в последующее время используются главным образом как броши, перстни.

ГЕРМА (греч. hermes), четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов, а с 5 века до нашей эры и портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр. В античную эпоху главным образом межевой знак, дорожный указатель, с 16 века вид декоративной и садово-парковой скульптуры.

ГИДРИЯ (греч. hydria. от hydor - вода), древнегреческий сосуд для воды (чаще керамический). ГИДРИЯ имеет две горизонтальные ручки и одну вертикальную. По форме ГИДРИЯ близка амфоре, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом, более узким и высоким горлом.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (англ. hyperrealism), фотореализм, направление в американском и западноевропейском искусстве, сложившееся (во многом на основе поп-арта) к концу 1960-х годов и стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии.

ГИПОСТИЛЬ (от греч. hypostylos - поддерживаемый колоннами), в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

ГИРИХ, название геометрического орнамента в средневековом искусстве Средней и Центральной Азии. Разнообразные комбинации полигональных и звездчатых фигур.

ГИРЬКА, фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. ГИРЬКА подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. ГИРЬКА широко использовалась в русской архитектуре 16-17 веков в декоре ворот, крылец, оконных проемов.

ГЛАВА, главка, наружное декоративное завершение барабанов церквей и мечетей. ГЛАВЫ имеют форму шлема, луковицы, груши, конуса, зонтика и др. и придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой, ее раскраской, кроющим материалом (черепица, лемех, фигурное железо).

ГЛАДИЛКА, стальной инструмент, применяемый в гравюре меццо-тинто. Имеет вид стержня с полированными концами в форме конуса и лопатки или овальными в сечении. Служит для выглаживания шероховатостей доски в местах полутоновых и светлых частей изображения.

ГЛАСИС (франц. glacis), в архитектуре незастраиваемое пространство перед крепостью. В процессе развития города из крепости ГЛАСИС превращается обычно в сад или площадь.

ГЛИПТИКА (греч. glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями, амулетами и украшениями.

ГОЛОСНИКИ, небольшие керамические сосуды или камеры, закладываемые в стены и своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения. Служат для усиления звука (как резонаторы) и для облегчения свода.

ГОПУРАМ (санскр.), в средневековой индийской архитектуре надвратная башня в храмовой ограде.

ГОРЕЛЬЕФ (франц. haut-relief, от haut - высокий и relief, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

ГОХУА (кит. - национальная живопись), название современной китайской живописи водяными красками на шелковых и бумажных свитках.

ГРАБШТИХЕЛЬ, инструмент гравера.

ГРАНИЛЬНИК, качалка, стальной инструмент, применяемый в гравюре на металле (главным образом меццо-тинто). Имеет вид вставленной в деревянную ручку пластинки, овально обрезанный конец которой усеян по срезу мелкими зубчиками. Служит для придания поверхности гравировальной доски равномерной шероховатости.

ГРАТТАЖ (франц. gratage, от gratter - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Произведения, выполненные в технике ГРАТТАЖ отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

ГРАТУАР (франц. grattoir, от gratter - скрести, царапать, скоблить), стальной скребок в виде укрепленного на ручке короткого клинка с остро отточенными краями. Применяется для выравнивания поверхности металлических досок в гравюре, высохшего красочного слоя в живописи и в других целях.

ГРАФФИТО, разновидность монументально-декоративной живописи; иначе сграффито.

ГРИДНИЦА, в древнерусской архитектуре большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце.

ГРИЗАЙЛЬ (франц. grisaille, от gris - серый), вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета (чаше серого). Применяется с 17 века, широко распространен в росписях интерьеров в стиле классицизма главным образом как имитация скульптурного рельефа.

ГРИФОНАЖ (франц. griffonnage, буквально - маранье, каракули, от griffonner - писать каракулями, рисовать на скорую руку), ряд беглых набросков, как правило, импровизационного характера.

ГУРТ (нем. Gurt, буквально пояс, подпруга), в готической архитектуре арка из тесанных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней.

ГУСЁК, архитектурный облом, представляющий собой сочетание двух дуг.

ГУТНОЕ СТЕКЛО (от "гута" - стеклодувная мастерская), стеклянные изделия, приготовляемые посредством свободного дутья (без применения форм).

ГУТТЫ (от лат. gutta - капля), или регулы, украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера.

Где научиться рисовать?

Мастер-классы и уроки рисования