Oformitelblok

ДЕНТИКУЛЫ (от лат. denticulus зубец), зубчики, сухарики, ряд небольших декоративных прямоугольных выступов на карнизе в ионическом, коринфском и одном из вариантов римско - дорического ордера.

ДЕСЮДЕПОРТ (франц. dessus de porte - наддверие), панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе 17 - 18 веков.

ДИВИЗИОНИЗМ (от франц. division - разделение), живописная система, основанная на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на полотне четко различимыми отдельными мазками в расчете на оптическое смешение этих мазков при зрительном восприятии картины. Разработана Ж. Сера и П. Синьяком; применялась многими мастерами неоимпрессионизма.

"ДИКИЕ" (франц. fauves), течение во французской живописи начала 20 века.

ДИОРАМА, диарама (от греч. dia - сквозь, через и horama - вид, зрелище). 1) вид живописи с изображениями, исполненными на обеих сторонах просвечивающего материала. При изменении направления и интенсивности освещения менялась и видимая зрителю картина. Первая Диорама подобного рода создана Л. Ж. Дагером (1822, Париж). Ныне применяются в театрально - декорационном искусстве (занавеси, задники и пр.). 2) Лентообразная картина (преимущественно на батальные сюжеты) на полукруглом в плане подрамнике с иллюзорным изображением и передним предметным планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения).

ДИПТЕР (от греч. dipteros), тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн, например храм Артемиды в Эфесе.

ДИПТИХ(от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое). 1) двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке. 2) Две картины, связанные единым замыслом.

ДОЛЬМЕН (франц. dolmen, от бретонского tol  стол и men - камень), древнее погребальное сооружение (в основном 3 - 2 тыс. до н. э., от неолита до бронзового и железного веков), один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху.

ДОНАТОР (от лат. donator - даритель), в западноевропейском искусстве средневековья и Возрождения изображение заказчика, иногда строителя храма (часто с моделью здания в руках) или заказчика произведения живописи (реже скульптуры и декоративно-прикладного искусства). Донатор обычно изображался предстоящим перед Христом и богоматерью или святыми.

ДОНЖОН (франц. donjon), главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.

ДРОМОС (греч. dromos, буквально - бег, путь), коридор (обычно крытый), ведущий в погребальную камеру под курганом; проход в склеп, вырезанный в материковом грунте или скале. Имеет горизонтальное или наклонное направление, иногда устроен в виде лестницы.

ДУЧЕНТО (итал. ducento - тринадцатый век, буквально двести), наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса.

ДЫНЬКА, декоративная деталь в русской архитектуре 13-17 веков: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.




Где научиться рисовать?

Мастер-классы и уроки рисования