АБАК (от греч. abax - доска) Верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры.

АВТОГРАВЮРА (от греч. autos - сам и гравюра), гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции.

АВТОЛИТОГРАФИЯ, вид литографии, при котором изображение на камень наносит художник - автор, в отличие от репродукции литографии, где оригинал воспроизводится на камне мастером - литографом или фотомеханическим устройством.

АДОБА, адоб (исп. adobe, от араб. ат-туб), сырцовый кирпич из глины и резаной соломы; то же, что саман.

АЙВАН, эйван, иван, ливан, 1) терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах в средне-азиатских жилищах, мечетях и др. 2) Сводчатое помещение в виде глубокой ниши или зала, открытое на фасад или во двор здания.

акант декоративная форма

 

АКАНТ, аканф (греч. akanthos), декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения  акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев.

АКРОПОЛЬ (греч. akropolis, от akros - верхний и polis - город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города. На Акрополе обычно находились храмы божеств, покровителей данного города.

акротерий скульптурное украшение

АКРОТЕРИЙ (греч. akroterion), скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера.

АКСЕССУАР (франц. accessoire), второстепенная, вспомогательная деталь главного изображения, обычно дополняющая характеристику центрального образа (например: детали обстановки, костюма в портрете).
 
АКТ (нем. Akt), изображение обнаженной человеческой фигуры.
 
АЛА КИЙИЗ, киргизский войлочный ковер с валянным узором, чаще двухцветным (синий с красным, оранжевый с коричневым, белый с коричневым); узор крупный - мягких округлых очертаний, обычно в виде парных спиральных завитков.
 
АЛЛА ПРИМА (итал. alla prima), техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнять картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок.
 
АЛЛЕГОРИЯ (от греч. allegoria - иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном образе (например: фигура с голубем в руке - аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).
 
АЛЬ ФРЕСКО, а фреско (итал. fresco - по свежему, по сырому), техника настенной живописи.
 
АМПИР (от франц. empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства Ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима.
 
амфипростиль
АМФИПРОСТИЛЬ (греч. amphiprostylos, от amphi - с обеих сторон и prostylos - имеющий колонны с передней стороны), тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены Амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.
 
АМФИТЕАТР (от греч. amphitheatron), древнеримский монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений).
 
АМФОРА (лат. amphora, от греч. amphoreus), античный сосуд из глины, реже из металла, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с узким горлом и двумя ручками.
 
АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement, от table - стол, доска), верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. АНТАБЛЕМЕНТ членится на несущую часть - архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз.
 
АНТЕФИКС (лат. antefixum, от ante - спереди и fixus - прикрепленный), украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.
 
АНТЫ (лат. antae), выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил наименование "храм в антах".
 
АНФИЛАДА (франц. enfilade, от enfiler - нанизывать на нитку), ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.
 
АПАДАНА (перс.), многоколонный парадный зал обычно с плоским балочным деревянным перекрытием.
 
АПСИДА, абсида (от греч. hapsis, родительский падеж hapsidos - свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
 
АРАБЕСКА (франц. arabesgue, буквально - арабский), европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития повторяющихся групп геометрических, растительных или эпиграфических мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.
 
арибалл сосудАРИБАЛЛ (aryballos), в Древней Греции небольшой, с шаровидным туловом сосуд для ароматических масел.
 
АРК (перс.), крепость, цитадель в средневековых городах Средней Азии.
 
АРКАДА (от франц. arcade), ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устростве открытых галерей.
 
АРКАТУРА (от нем. Arkatur), ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (например в зодчестве владимиро-суздальской школы).
 
АРКБУТАН (франц. arc-boutant), наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания.
 
"АР НУВО" (франц. art nouveau, буквально - новое искусство), распространенное в некоторых европейских странах и США название стиля "модерн".
 
АРХИВОЛЬТ (итал. archivolto, от лат. arcus volutus - обрамляющая дуга), архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проема. АРХИВОЛЬТ выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки. Широко применялся в русской архитектуре.
 
АРХИТРАВ (от греч. archi - главный и лат. trabs - балка), в архитектурных ордерах - балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн.
 
А СЕККО (итал. a secco - по сухому), разновидность техники стенных росписей. В отличие от фрески, живопись А СЕККО выполняют по высохшей штукатурке красками, растертыми на растительном клее, яйце или (реже) смешанными с известью.
 
АСТРАГАЛ (от греч. astragalos, буквально - шейный позвонок), гладкий или обработанный в виде бусс валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.
 
АТРИБУТ (от лат. attribuo - придаю, наделяю), в изобразительном искусстве, постоянный вещественный признак персонажа, служащий для его опознавания и указывающий на его аллегорическое или символическое значение.
 
АТРИБУЦИЯ (от лат. attributio - приписывание), установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания.
 
АТРИЙ (лат. atrium), закрытый внутренний дворик в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре АТРИЯ был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.
 
АТТИК (от греч. attikos - аттический), стенка, возведенная над венчающим архитектурное произведение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. Обычно завершает арку триумфальную.
 

Где научиться рисовать?

Мастер-классы и уроки рисования