Oformitelblok

Технологии акварельной живописи

Технологии акварельной живописи

Подробно...

Акварельная живопись по сырому

Акварельная живопись по сырому

Подробно...


Акварелисты

Подробно...

АКВАРЕЛЬ (aquarelle)

Суть акварели в отражённом бумагой свете, проходящем через прозрачные слои красок.

Техника акварели проста. Надо всего лишь уметь соотносить количества воды и краски на кисти и бумаге одновременно.

Техника акварели легка: за искусством не видно труда. Путь к этой лёгкости лежит через десятки килограммов изведённых листов (акварель не переносит поправок), через соблазны использования белил и иных химических арсеналов (акварель не нуждается в макияже).

Всякий художник может работать акварелью, но не каждый может написать акварель

Каждая акварель неповторима: залогом тому соавторство Воды.

Константин Кузема

  

Технологии акварельной живописи Акварельная живопись по сырому
Технологии акварельной живописи Акварельная живопись по сырому

 

Акварель в большой советской энциклопедии



Акварельные краски (французское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками.

Живопись непрозрачной А.(с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в.

Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко - шёлка слоновой кости), чистота цвета. А. совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения).

Специфические приёмы А. - размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения.

А. бывает монохромной: сепия (коричневая краска), бистр, "чёрная А.", тушь.

В А., выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

В 15-17 вв. А. служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение А. отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные А. - пейзажи А. Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в.

Со 2-й половины 18 в. А. стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы А. позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита.

В 18 в. А. распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. А. Алексеева, М. М. Иванова).

В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи А. по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и А. А. Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками.

В 19 в. к А. обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель; продолжается расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников А. обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом; это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов - П. Синьяка и др. (А. которых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги).

В конце 19 - начале 20 вв. А. всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. А. Серова, художников "Мира искусства").

В 20 в. А. привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, - представителей экспрессионизма, А. Матисса (А. которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.

Советской А. свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом чёрной А.) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков - портретам А. В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются А. латышских художников 1960-х гг.

 

Онлайн мини-курс «Техники рисования неба в акварели»

Мини-курс «Техники рисования неба в акварели» — это несколько онлайн-уроков, на которых Вы научитесь передавать различные состояния неба, писать реалистичные объемные облака и изображать эффекты пробивающихся сквозь тучи лучей света.

Посмотреть

Акварель в современной России

Со временем, Союз художников России стал значительно меньше внимания уделять организации акварельных пленэров и выставок. Поэтому, в последние годы эту миссию на себя взяли художественные музеи и галереи. Так были реализованы многие масштабные проекты: биеннале графики и акварели в Калининграде, Новосибирске, Петрозаводске.

Перемещение столь внушительных экспозиций из столиц на периферию стало одной из тенденций современного российского культурного процесса. Спустя десять лет после IX Всесоюзной выставки акварели в Москве, Курган решил взять на себя смелость продолжить художественную традицию. Возрожденную инициативу I Всесоюзной выставки акварели логически продолжила II Всероссийская выставка акварели.

II Всероссийскую выставку акварели, открытие которой состоялось 17 ноября 2006 года, провел Курганский областной художественный музей. Идея проведения всероссийских акварельных выставок родилась четыре года назад благодаря целенаправленно собираемой Курганским областным художественным музеем коллекции акварели России и бывшего СССР.

Коллекция, которая насчитывает более 1500 единиц хранения (среди них - листы А.Фонвизина, Л.Бруни, С.Герасимова, Д.Скулме и других не менее известных авторов), вправе "рассчитывать" на пополнение. Более того, наличие на Урале ряда сильных акварелистов, представителями которого являются многие курганские мастера, только укрепляло решение. В 1960-е годы курганские акварелисты, наряду с мастерами бывшего СССР, стояли у истоков возрождения этой техники в стране. Несмотря на то, что творческий энтузиазм и рвение, присущие 60-70-м, в последнее время заметно поубавились, за несколько прошедших десятилетий сформировалось не одно поколение акварелистов, подтвердивших свое мастерство на самых престижных выставках страны и за рубежом.

С 9 по 25 декабря 2005 года Центральный выставочный зал "Манеж" представил Третье Международное Биеннале "Арт - Мост - Акварель".

Организатор: Санкт-Петербургская общественная организация "Общество Акварелистов" при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

"Общество акварелистов" возрождает и поддерживает традиции существовавшего до революционных потрясений двадцатого века Санкт-Петербургского Императорского общества акварелистов, основанного еще в 1887 году. Первым председателем Общества был Альберт Бенуа. Санкт-Петербургское Общество акварелистов насчитывает более 80 профессиональных художников.

На протяжении последних нескольких лет Общество осуществляет целый ряд экспозиционных проектов. Это такие известные в Петербурге выставки, как "Арт-Мост-Акварель", "Акватория акварели", "Арт-Хронос". За последнее время Общество провело крупные выставки в Санкт-Петербурге, Италии, Мексике.

Первое Международное Биеннале прошло в 2001 году в ЦВЗ "Манеж".

Второе Международное Биеннале "Арт-Мост-Акварель" проходило в Государственном музее городской скульптуры.

На Третьем Международном Биеннале "Арт-Мост-Акварель" можно было увидеть произведения мастеров Санкт-Петербургской акварельной школы - членов Санкт-Петербургского Союза художников, народных и заслуженных художников России, профессоров Института имени И.Е.Репина и Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, Санкт-Петербургской промышленной академии. Традиционно "Общество акварелистов" проводит выставки в ГМЗ "Петергоф" в залах музея семьи Бенуа и в выставочном зале музея "Мир воды". К выставкам выпускаются иллюстрированные каталоги.

Главной задачей "Общества акварелистов" является объединение профессиональных художников с целью сохранения петербургской школы акварели, а также развитие международного сотрудничества в области акварели. Арт-Мост-Акварель - это международный проект, развитие которого направлено на усилия творческих и дружеских контактов художников-акварелистов разных стран. На протяжении последних нескольких лет "Общество" осуществляет целый ряд экспозиционных проектов. Это такие известные в Петербурге проекты, как "Акватория акварели" и "Акварель чистой воды. Мир детства" в Музее Мир воды Санкт-Петербурга, "Вода и свет Петергофа" в Музее Бенуа в ГМЗ "Петергоф", "Летний пленер" в Выборгском замке, "Витебский вокзал" в Художественном музее г. Витебска, "Петербургская акварель" в Академии Штиглица и другие.

13 апреля 2006 в Городском выставочном зале Петрозаводска прошла 2я международная выставка акварельной живописи.

Организаторы: Городской выставочный зал, Карельское региональное отделение Cоюза художников России.

Проект "Акварельные дожди" при поддержке: Управления культуры администрации Петрозаводска.  Начало этого проекта было положено в 1998 году, когда по инициативе двух карельских художников Георгия Иванова и Александра Каштанова в Петрозаводске состоялась первая республиканская выставка "Акварельные дожди". Этот показ стал с тех пор регулярным событием художественной жизни Карелии, собирающим раз в два года произведения акварельной живописи. Неугасающий интерес, который вызвал данный проект у карельских зрителей и художников, вдохновил организаторов на то, чтобы расширить диапазон и изменить название выставки. В 2004 году она обрела международный статус, новое имя - "АКВАБИЕННАЛЕ" и собрала работы 40 художников из 10 городов России и Германии.

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество акварелистов" с 19 ноября по 9 декабря 2009 г. провела в Концертно-выставочном зале "Смольный собор" V Международную биеннале "Арт-Мост-Акварель".

Выставочный проект "Арт-Мост-Акварель" является символическим мостом между акварелистами Петербурга и зарубежных стран. Этот проект - своего рода мост в прошлое, ко времени создания в России Императорского Общества акварелистов, продолжателем традиций которого стала Санкт-Петербургская общественная организация "Общество акварелистов", воссозданная в 1997 г. Международная Биеннале "Арт-Мост-Акварель", традиционный для общества международный формат (автор идеи и куратор - член Петербургского Союза художников России Юрий Шевчик) неизменно привлекает внимание как профессионалов, так и любителей. Участие в выставке российских и зарубежных художников акцентирует роль Санкт-Петербурга как одного из авторитетных международных центров искусства акварели XX - начала XXI вв.

В 1999 году в Москве открылась Московская государственная специализированная школа акварелис музейно-выставочным комплексом, которую возглавил С.Н. Андрияка.

Главные задачи Школы - развитие классической акварельной живописи, обращение к академической системе обучения, освоение, сохранение и передача будущим поколениям опыта и традиций старых мастеров.

Преподавание ведется по авторской методике С. Андрияки, когда педагог работает вместе с учениками над одним заданием. Личный пример - самый короткий путь обучения.

Цель образовательной деятельности Школы акварели - это возрождение, освоение и распространение академической системы обучения, получение учащимися основ художественного образования и воспитание творческой личности. Школа является специализированным учреждением дополнительного образования, главными задачами которой являются продолжение традиций русской и мировой реалистической школы акварели и передача опыта, как старых мастеров, так и современных, будущим поколениям.

(Краткий обзор по интернету)

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

Подпишитесь на новые статьи сайта
Ваш e-mail:

Где научиться рисовать?

Мастер-классы и уроки рисования